«Мадонна делла Лоджиа» еще гостит в Эрмитаже

Всего две недели остается до срока – 16 февраля, когда важная гостья из Италии покинет Санкт-Петербург: заканчивается выставка в Эрмитаже шедевра Сандро Боттичелли.
 
Великий художник написал образ Богоматери темперой на дереве  уже более 550 лет назад. Это одна из его ранних работ, когда он еще был учеником флорентийского художника Филиппо Липпи, жена которого Лукреция вместе с родившимся младенцем скорее всего и послужила моделью для этого шедевра. Сандро Боттичелли было тогда 22 года, во Флоренции набирал силу род Медичи и начинался расцвет всех видов искусства. В творчестве Боттичелли с самых первых его работ прослеживался лирический мотив преклонения перед женской красотой.  
И кстати, название картины - «Мадонна делла Лоджиа» - связано с ее сюжетом – Мадонна показана на фоне арок лоджии. По типу написания она относится византийскому иконографическому стилю изображения Девы Марии, когда Мадонна и младенец нежно касаются щеками друг друга и он обнимает ее ручкой за шею. В России такой тип называли «Милостивая» или «Умиление», а на западе «Сладко любящая» - «Богоматерь Элеуса».

Любопытна история хранения написанного Боттичелли шедевра, заказ которого поступил неизвестно от кого и видимо картина долгое время относилась к так называемым «домашним образам». В галерею Уффици она попала в конце ХVIII века, но почему-то ненадолго, так как ее забрали в Нотариальный архив Флоренции, и только в начале ХХ века она снова вернулась в Уффици.
Шедевр сначала выставили в Приморской картинной галерее во Владивостоке, а затем, проехав по России 9,5 тысяч километров, картина во время осеннего Международного культурного форума, проходившего в нашем городе, была размещена в зале Леонардо в Эрмитаже. Всем известно, что два шедевра Леонардо да Винчи в настоящее время гостят на крупных выставках в Лувре и в Милане.
А пока на их месте размещена не только «Мадонна делла Лоджиа», но и близкая по иконографическому типу греческого письма икона  второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Таким образом, выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельных направления- maniera greca и maniera latina. Эти термины появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров. Эрмитажная икона – яркий пример maniera greca.

Прекрасны оба образа Мадонны, выставленные в Эрмитаже, но посетители, как передает корреспондент «Конкретно.ру», раз за разом возвращаются к картине Боттичелли. Она притягивает необыкновенной нежностью, с которой Богоматерь держит младенца, прекрасно прописанными великим художником складками одеяний и нимбами и действительно вызывает тихое умиление.  Специалисты подчеркивают, что в западноевропейском искусстве художники больше внимание уделяли человеческому аспекту, наполнив изображения Мадонн реалиями современной жизни: деталями в одеждах, аксессуарах, окружающем ландшафте.
Шедевр Боттичелли, выставленный в Эрмитаже, нельзя фотографировать даже на телефон, но слева в торце зала выставлена его копия, и ее можно не только фотографировать, но даже трогать руками. Дело в том, что это специально изготовленная по инновационной технологии тактильная картина, так что незрячие и слабовидящие люди имеют возможность познакомиться с шедевром Боттичелли благодаря этой копии и специальному аудиогиду в непосредственной близости с оригинальным полотном.

Но и зрячим, и всем другим любителям искусства стоит поспешить посетить данную выставку – через две недели картина Боттичелли отправится в обратный путь – во Флоренцию и тогда надо будет приложить немало усилий, чтобы увидеть ее в галерее Уффици.
Справка.
В эрмитажной коллекции хранятся две работы позднего периода Сандро Боттичелли (1445–1510) – «Святой Иероним» и «Святой Доминик».