Две женские скульптуры вернулись после реставрации в экспозицию Эрмитажа

Скульптурный портрет императрицы Александры Федоровны и скульптура «Психея, лишившаяся чувств» вновь заняли свои места.
 
Сегодня в Государственном Эрмитаже состоялось торжественное мероприятие по случаю завершения реставрации двух экспонатов при поддержке одной из фармацевтичесих компаний. Скульптурный портрет императрицы Александры Федоровны и скульптура «Психея, лишившаяся чувств» вновь представлены на постоянной экспозиции музея. 
Как сообщает пресс-служба музея, сотрудничество Эрмитажа со спонсором, начатое три года назад, осуществляется в рамках «Недели женского здоровья». Этот социальный проект фармацевтической компании направлен на формирование у российских женщин культуры заботы о своем репродуктивном здоровье. Для участия в проекте музей выбрал из своей коллекции несколько произведений, в которых воплощены прекрасные женские образы разных эпох.
Скульптура «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» была заказана императором Николаем I и завершена в 1840 году Дмитрием Савельевичем Савельевым по оригиналу прусского скульптора Карла Фридриха Вихмана. Исследователям известны всего четыре мраморные статуи русской императрицы, выполненные по модели Вихмана, но единственная уцелевшая из них находится в коллекции Эрмитажа.
Время наложило свой отпечаток на это уникальное произведение. Во время Великой Отечественной войны, когда статуя находилась в Золотой гостиной Зимнего дворца, появилась выбоина на спинке кресла и мелкие повреждения по всей поверхности мрамора. Были утрачены пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы.
В 2020 году была завершена реставрация портретной статуи одной из самых красивых женщин своего времени – императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I.
Следующим объектом реставрации стала скульптура «Психея, лишившаяся чувств». Это одно из ранних произведений Пьетро Тенерани, знаменитого итальянского скульптора XIX века. Сюжетом стала одна из историй об Амуре и его возлюбленной Психее – вставной эпизод из романа Апулея «Метаморфозы».
За долгие годы состояние сохранности скульптуры значительно изменилось, статуя приобрела повреждения, а её поверхность была загрязнена. В ходе работ реставраторы очистили поверхность мрамора, сохраняя и выявляя при этом все особенности его обработки, восстанавливая патину в тех местах, где она была нарушена.