Несколько мини-бенефисов и одно торжественное поздравление

Специальный показ спектакля «Вино из одуванчиков, или Замри» состоялся на днях ТЮЗе. По замыслу организаторов он предшествовал торжественному поздравлению народной артистки России Ирины Соколовой с присуждением ей специальной премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».

 

Итак, сначала прошел спектакль по повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», поставленный в 2014 году режиссером Адольфом Шапиро, который тогда так обосновал свой выбор: «Это глубоко личная, пронзительно интимная книга о чувствах и ощущениях. Те, кто читал, никогда уже не забудут её героев и то, что с ними происходит. Их волнения и переживания схожи с теми, которые не покидают нас. Вот почему театр решил сочинить по этой книге спектакль. Он обращён к людям разных поколений, объединённых желанием быть счастливыми».

За эти годы в этом смысле ничего не изменилось: по-прежнему мы все родом из детства, все также актуальны проблемы интересов разных поколений.  Следуя за автором повести, режиссер поставил спектакль-роман, состоящий из нескольких сюжетных линий. Для этого нужна была необычная организация сценического пространства. Художник Александр Шишкин кардинально поменял основную сцену ТЮЗа им. А.А. Брянцева, трансформировав актерскую зону в зрительскую, и наоборот.  И без того просторная, она путем поворота вокруг своей оси на 90 градусов превратилась в громадное пространство, где не только происходит действие сразу нескольких фрагментов из памяти автора, но и часть пространства отдана под места для зрителей. Соответственно, ступенчатый зрительный зал стал частично местом действия для самих актеров, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Начинается спектакль активно – по крутому спуску между секторами бывшего зрительного зала на роликовых коньках лихо съезжает главный молодой герой – Дуг в исполнении Федора Федотова. Второй завлекательный момент, когда на сцене появляется живой ослик, ведомый старьевщиком. Но не эти яркие приемы привлекают взгляды зрителей, а несколько разных акцентов на огромном пространстве сцены: сидящая на скамье пожилая женщина с книгой, странная высокая стена с огромными банками, заполненными одуванчиками, а между ними в инвалидном кресле старый и больной бывший военный.  Это далеко не все персонажи, что видят в пространстве огромной сцены зрители. А перед ними раскрывается череда, можно сказать, мини-бенефисов знаменитых актеров.

Первым звучит соло народной артистки РФ Антонины Введенской, героиня которой миссис Бентли  в ярком рыжем парике, суетливая и молодящаяся, пытается доказать девочкам, что она когда-то была их ровесницей и даже дарит им вещественные доказательства – перстень, заколку, свое фото в детстве, но они лишь смеются над ней не веря, даже после того, когда она облачившись в костюм Белоснежки, пытается танцевать, изображая своего кумира. Молодость жестока  и далека от понимания таких вот старческих причуд. Но не всегда.

Мини-бенефис Ирины Соколовой в роли Лумис, полной достоинства 90-летней героини, доказывает, что бывают молодые люди, по достоинству ценящие серебряный возраст. Ее поклонник Билл в исполнении О.Сенченко, готовый слушать ее бесконечно и робко дарящий ей цветы, триумфально увозит ее со сцены на велосипеде. И смотрится эта великолепная актриса при этом как императрица в карете. Задумка организаторов вполне удалась – эта роль очень подошла к идее торжественно отметить театральную награду Ирины Соколовой.


Ну а третий – мужской мини-бенефис и вовсе оказался прекрасно поставленным в соавторстве режиссера Адольфа Шапиро и актера Сергея Дрейдена. Немощный старик в первой сцене, начинает оживать в окружении молодежи, пришедшей послушать его рассказы о военном прошлом. И хотя он ничего толком не может вспомнить, это пробуждает в нем тягу общения, и он звонит в Мехико, чтобы просто послушать шум тамошней жизни. Но его пробуждение от старческой немощи – начало его ухода. То, как мастерски исполняет Дрейден сначала первые шаги больного старика, и постепенно переходит в прекрасный танец с уходом вверх по подиуму, дает понимание о минуте прощания. И когда видишь процессию молодых, несущих на руках кресло с его портретом, которое постепенно уходит в люк на сцене как опускание гроба в крематории, понимаешь, что несмотря на всю разницу поколений эти ребята его любили.

Слово «замри» в названии не лишнее, оно - подтверждение истины: «Остановись мгновенье, ты прекрасно».

Спектакль закончился, но его третьим действием стало награждение.  В родных стенах ТЮЗа, куда Ирина Соколова вернулась в июне этого года, поздравивший ее председатель Союза театральных деятелей Петербурга Серей Паршин сказал, что есть люди, при общении с которыми он испытывает священный трепет, и  для него таким человеком является Ирина Соколова: «Мне посчастливилось работать с ней в кино и на сцене, она умеет все и сыграла все. Она уникум, одна из наших доминат: Эрмитаж, Русский музей и Ирина Соколова. Я счастлив вручить ей высшую театральную награду нашей страны».

В ответном слове она рассказала о том, что когда-то ее с первого раза не приняли в театральный институт, якобы, она слишком маленькая, зато сразу приняли в ТЮЗ.  «Как сказал Александр Володин – стыдно быть несчастливым. Я как раз счастливая по всем параметрам, – утверждает артистка. - Я благодарная судьбе, которая определила меня в семью (а она выросла как раз в театральной семье) и после всем, кто был и есть со мной – это мое счастье. Спасибо театрам, в которых я «погуляла», и главное, спасибо вам, зрители!» И поздравив с наступающим Новым годом, вдруг торжественно выкрикнула: «Я желаю всем любви»!