Эрмитаж презентовал Галерею графики

В главном музее Петербурга состоялось знаменательное событие. Новое экспозиционное пространство призвано познакомить посетителей музея с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков.

 

Первое, что видят зрители - один из шедевров собрания: Альбрехт Дюрер, «Мадонна с Младенцем», (1515 г.) Уголь. Трудно оторваться от знаменитого изображения, к нему неоднократно возвращаются зрители.

В целом, в Эрмитаже хранится более 600 000 гравюр и рисунков европейских мастеров - это пятая часть всей коллекции музея, которая, однако, ранее не была представлена в  постоянной экспозиции. Как объяснил куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Василий  Успенский,  причина известна: гравюры и рисунки нельзя длительное время держать на свету, так как они выгорают и ветшают, а значит, не могут надолго покидать специальное хранилище. Их можно показывать только на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы посетителям музеев, передает корреспондент «Конкретно.ру».

 Поэтому в Государственном Эрмитаже было принято решение открыть в пяти залах на третьем этаже бывшего здания Зимнего дворца (залы № 324–328) Галерею графики, где раз в четыре месяца будут сменять друг друга тематические экспозиции, демонстрирующие часть фондов европейской гравюры и рисунка XV–XX веков.

Среди тем, которые затронуты кураторами сейчас – история графики и коллекционирования, шедевры прославленных мастеров и новые находки, своеобразие техник и материалов, сюжеты, смыслы и контексты графики.

Выступивший на открытии первой экспозиции генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Мы делаем новый шаг в развитии интеллигентной программы обеспечения доступности музейных коллекций. Рядом с Запасной галереей живописи на третьем этаже Зимнего дворца и в параллель Кабинету книги художника в Главном штабе мы открываем Галерею графики для экспонирования искусства, которое нельзя показывать постоянно».

Таким образом, заявлена главная задача Галереи графики – стать местом встреч и диалогов знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому изысканному искусству. 

В ходе пресс-показа для журналистов рассказали о том, что первая экспозиция в Галерее посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка. Здесь представлены лучшие образцы эрмитажной коллекции, шедевры мастеров, активно работавших в этих видах искусства. Это более 100 листов, в числе которых произведения Дюрера и Пармиджанино, Голциуса и Рубенса, Рембрандта и Гойи, и других великих художников. 

Завораживающим действием обладают ксилография Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами» (около 1497 г.), «Этюд юноши в восточном костюме» Рембрандта (1630г.), его же «Портрет издателя Клемента де Йонге». По несколько раз возвращаются зрители к работам Антонио ван Дейка – офорту «Портрет Питера Брейгеля Младшего» (около 1627-1635г.н.) и его же еще одному портрету Питера Брейгеля Младшего (1628-1632г.г.).

Прекрасны, как и его картины, графические работы Каналетто «Вид лагуны» и «Гробница епископа». Представлена здесь также графика Джованни Баттиста Тьеполо. И снова Дюрер – его «Аллегория правосудия» и «Дева на полумесяце».

 Питер Пауль Рубенс и его мастерская – с изображением Святого Роха и его же «Обручение Марии и Иосифа». Очень впечатляет рисунок Рубенса «Голова Брута» и гравюра Лукаса Ворстермана Старшего с этого оригинала Рубенса.

Все это можно хорошо рассмотреть при правильно поставленном освещении в указанных залах на третьем этаже Эрмитажа.

И снова в одном из залов Рембрандт Харменс ван Рейн – гравюра «Проповедующий Хритос», затем знаменитая гравюра «Адам и  Ева» Дюрера  (1504 г.) и  его же «Рождество Христово» ((1502-1503 г.г.). Все 100 представленных работ просто не перечислить.


 Сопоставление работ, выполненных художниками в разных техниках, позволяет лучше понять своеобразие этих видов искусства: строгость, законченность эстампа, адресованного широкой аудитории, и живость, свободу рисунка, который мог и не предназначаться для посторонних глаз.

 Среди экспонатов выставки также зарисовки причудливых персонажей комедии дель арте, выполненных Жаомом Калло, загадочные процессии восточных мудрецов  на листах «Scherzi di Fantasia» Джованни Баттиста Тьеполо, изысканные  женские силуэты на эстампах и рисунках маньериста Жака Белланжа, а также многие другие графические произведения.

 Особое внимание уделяется подготовительным рисункам к гравюрам, показаны этапы от первых натурных зарисовок до законченных композиций. 

 К ранним подготовительным наброскам относится лист Альбрехта Дюрера «Аллегория Правосудия». Этот этюд с натуры был выполнен мастером в 1496–1498 годах в ходе работы над гравюрой «Солнце Правосудия». 

Как рассказал куратор, важнейшую роль играл подготовительный рисунок и в творчестве Жака Калло. На выставке представлен композиционный эскиз для гравюры «Искушение святого Антония», этюды отдельных фигур к серии «Балли ди Сфессания».

 А вот Рубенс, говорят, почти не занимался гравюрой. В его доме в Антверпене находилась специальная мастерская, где профессиональные гравёры работали над копированием произведений знаменитого фламандца. 

В наследии Рембрандта эскизы к гравюрам малочисленны, так как он чаще всего наносил рисунок будущей композиции прямо на гравировальную доску. Однако на выставке можно увидеть «Этюд с верблюдами», натурную зарисовку, вероятно, служившую Рембрандту подспорьем при создании офорта «Христос, исцеляющий больных». 

Отдельно на этой экспозиции представлены гравюры, создававшиеся в подражание рисункам – это цветные листы XVIII века в сложных техниках. 

 И в последнем небольшом разделе выставлены рисунки, восходящие к гравюрам: от имитации гравюрного штриха до обманок с изображением эстампов.

 Пройдя все 5 залов, многие поворачивают назад и снова обходят их, любуясь деталями графических работ великих художников.