Сегодня в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории состоится концерт из цикла "Из коллекции редких партитур".
Впервые на консерваторской сцене прозвучат фрагменты духовной оперы А.Г. Рубинштейна "Христос" и оратория Л. Ванн Бетховена "Христос на Масличной горе". За дирижерский пульт встанет н.а. России Сергей Стадлер.
Опера Антона Рубинштейна "Христос" была написана в Германии, издана в Лейпциге в 1894 году и тогда же прозвучала в концертном исполнении на сцене консерватории Штутгарта. Семь картин оперы - это семь самых ярких и значимых эпизодов Евангелия: рождение Христа и поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Гефсиманский сад, Благовещение, искушение Христа в пустыне, Тайная вечеря, суд Пилата. Гигантская фреска – от Рождества Христова до Вознесения - эта опера требует участия громадных хоров и десятков солистов. А. Рубинштейн надеялся показать оперу в России, но не успел - композитора не стало через полгода после завершении произведения. Прозвучав единственный раз в Германии, "Христос" был обречен на более чем вековое забвение, так как партитура оперы считалась бесследно исчезнувшей. Фрагменты оперы спустя почти столетье были обнаружены в библиотеке СПбГК.
Оратория "Христос на Масличной горе" - это первое из созданных Бетховеном произведений на духовный сюжет. Оратория была написана в 1801 году, премьера
состоялась в апреле 1803 года. Это одно из самых человеческих изображений Страстей Христовых. Произведение завершается в момент принятия Христом своей судьбы в Гефсиманском саду, тем самым Бетховен сделал акцент на личном выборе Иисуса. Сам композитор критически относился к своему сочинению, находя его чрезмерно драматическим. Несмотря на то, что произведение имело успех при жизни композитора, со временем оно стало исполняться все реже и реже, уйдя в тень других, более поздних и совершенных, работ Бетховена.