Эрмитаж представляет картины Рембрандта и его учеников

     С начала февраля до середины апреля 2010 года зал картин Рембрандта в Новом Эрмитаже закрыт для плановой реставрации паркета. На это время экспозиция "Картины Рембрандта и его учеников" перемещена в Николаевский зал Зимнего дворца. Посетителям музея представлена редкая возможность увидеть известные полотна в совершенно новом пространстве и при ином освещении.

 

     В обрамлении огромного дворцового интерьера произведения Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) с их мощной светотенью, несомненно, выигрывают, отметили в музее. Большие исторические композиции мастера можно рассмотреть не только вблизи, но и на значительном удалении, что весьма важно для их восприятия. Хорошо известно, что сам голландский живописец в письме к Константейну Хейгенсу, покровителю искусств, советовал повесить свою картину в хорошо освещенном месте так, чтобы ее можно было увидеть издали, тогда "она будет сверкать наилучшим образом". Этой рекомендации старались следовать при развеске полотен, отказавшись от традиционного хронологического показа. Главным элементом становится полноценный обзор каждой отдельной работы.

     Экспозиция выстроена по центральной оси зала, сердцевину которой образуют три прославленных шедевра коллекции: "Возвращение блудного сына", "Жертвоприношение Авраама" и "Флора". Большим историческим произведениям отведен также соседний "кабинет". Здесь находятся "Снятие с креста" и знаменитая "Даная", картина с подлинно трагической судьбой (четверть века тому назад это полотно стало жертвой акта вандализма, в результате которого живописи был нанесен непоправимый урон).

     Слева от входа в зал размещается ряд композиций малого формата. Среди них "Молодая женщина, примеряющая серьги" и написанная в технике гризайли "Притча о работниках на винограднике". Восстановление лака в этих произведениях позволило более отчетливо увидеть мельчайшие детали (пряди волос, украшения прически молодой женщины и превосходный натюрморт со старыми фолиантами и бумагами в углу интерьера с виноградарями).

     На отдельном щите выставлена картина Рембрандта "Святое семейство", всегда вызывавшая восхищение знатоков и любителей искусства. Еще до поступления в Императорский Эрмитаж, когда это полотно находилось в Париже, его копировали многие известные художники XVIII столетия, в том числе Ж.-О. Фрагонар (1732-1806). Самостоятельное место получила также самая первая из работ Рембрандта, привезенная в Россию в 1716 году, - "Прощание Давида с Ионафаном".

     В новом окружении особенно заметно разнообразие эрмитажных портретов, исполненных как самим Рембрандтом, так и художниками его мастерской. Они занимают боковую стену в начале Николаевского зала. Эта галерея образов современников великого художника включает и такие шедевры собрания, как "Портрет Бартье Мартенс" и "Портрет поэта Иеремиаса де Деккера".

     Самая удаленная от входа часть экспозиции посвящена работам учеников великого голландца (Фердинанда Бола, Яна Викторса, Виллема Дроста), усвоивших его живописную манеру. Почти все эти полотна поступили в Эрмитаж в XVIII веке под именем Рембрандта и долгое время сохраняли за собой такую атрибуцию, но постепенно были отнесены к творчеству его последователей.