Роза – цветок художников

В Арапском зале Зимнего дворца в традиционном цикле «Поднесение к Рождеству»  открылась  выставка «Фарфор и роза», представляющей произведения из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции  Императорского фарфорового завода.

 

Экспозиция посвящена изображению одного из самых романтических цветов в работах мастеров прославленного завода с середины XVIII века до настоящего времени, демонстрирует различные приемы и стили в трактовке самого любимого цветка многих художников. На Императорском фарфоровом заводе розы становятся излюбленным декоративным элементом, начиная с самых ранних предметов, выполненных для императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине II розы являются неотъемлемым элементов в украшении вседневных сервизов (сервиз с розанами, сервиз с пурпурными розами); на фарфоре, имитирующем ткани – штофы и ситцы. Розы вплетаются в монограммы и орнаменты на чашках, вазочках и других подарочных вещах. Розами расписаны борта предметов свадебных сервизов великих княжон, дочерей Павла I. Герб с венком из белых роз, созданный для императрицы Александры Федоровны по проекту В. А. Жуковского, декорирует предметы сервиза «Александрия».

Уникальные росписи с неизменным включением роз отличают сервиз-дежене, вазы и цветники, исполненные Иваном Тычагиным, а также произведения одного из представителей династии фарфористов-цветочников Константина Красовского. В советский период розы продолжали привлекать внимание художников. При этом цветок мог сочетаться с лозунгами  и советской символикой. Для минимализма 1960-х годов характерны стилизованные цветы.

Не забыта роза и современными мастерами. Она используется как в массовой продукции Императорского фарфорового завода, традиционно отличающейся своим высоким качеством, так и в авторских произведениях, которые демонстрируют многообразие использования этого мотива на фарфоре, различные художественные приемы, виртуозное мастерство художников.

К выставке «Фарфор и роза» выпущен научный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа).