Розничные сети: в паутине проблем

Наверное, найдется не очень много горожан, которые сходу могут ответить на вопрос: что такое розничная торговая сеть? Однако никто не будет отрицать, что уже слышал про аптеки, объединенные общим названием: «Фиалка», «Первая помощь», знает, где в своем районе искать магазины «Дикси» или «Пятерочку». Некоторые петербуржцы, в меру достатка и способности уже привыкли к «Ленте», магазинам «Максидом» или более элитному «Адаманту». Словом, розничные торговые сети – это несколько магазинов с одинаковым ассортиментом, ценами и уровнем обслуживания.
Пионерами среди «сетевиков», безусловно, являются фармацевты. Они первыми поняли преимущества такого вида организации торговли. Рынок розничной торговли для фармацевтов и пищевиков всегда был наиболее рентабельным. За исключением, пожалуй, последних нескольких лет, когда для потребителей среднего класса выгодно стало закупать продукты мелким оптом. Аптек, подобная практика, по понятным причинам, не коснулась. Генеральный директор аптек «Первая помощь» Виталий Власов утверждает, что несколько аптечных сетей сегодня, являются лидерами. Пяти или шести сетевым компаниям принадлежит около 70% всего рынка фармацевтической продукции. У частных аптек и небольших фирм, практически, не осталось выбора. По мнению специалистов, через пару лет они будут вынуждены либо уйти с рынка, либо присоединится к какой-либо аптечной сети. Добровольно или принудительно – это уже другой вопрос.
В других сегментах торговли – продаже одежды, бытовой техники, средств связи, рынок, безусловно, еще не поделен игроками. И в ближайшее время возможны перемены. Например, довольно жестка конкуренция и противостояние ожидается в ближайшие год-два между компаниями, торгующими фирменными одеждой и «рыночно-лоточным» сегментом.
По мнению представителя городской Торгово-промышленной палаты Игоря Каспарова, развитие розничных сетей в городе – показатель стабильности рынка потребительских товаров. Это долговременный торговый партнер для любого покупателя. Однако, по мнению сопредседателя союза потребителей России Анатолия Голова, развитие сетей и в городе, и в стране в целом тормозят скопированные с Запада маркетинговые схемы, которые нашему потребителю не особенно подходят. Например, придя в крупный магазин, торгующий бытовой техникой и организованный по принципу самообслуживания, покупатель остается, зачастую, один на один с целой витриной телевизоров или магнитол. И может не дождаться продавца-консультанта. Но бывает и наоборот, когда консультант торгового зала неотступно ходит по пятам за клиентом. И то, и другое вызывает определенное раздражение. А в конечном итоге, сказывается на оборотах магазина. Сами «сетевики», торгующие непродовольственными товарами, утверждают, что существует совершенно четкая формула. Если потребитель ушел из магазина неудовлетворенным, он, в лучшем случае, вернется туда снова только через полгода, а может – никогда.
Однако, как выяснилось, низкий или недостаточный уровень сервиса – чисто русская проблема. Как считает Филипп Капчиц, гендиректор представительства корпорации SELA, в России в целом, и в Петербурге в частности огромный дефицит продавцов. Эта профессия почему-то подсознательно отторгается молодыми людьми. В лучшем случае, работа продавцом воспринимается как временная, как ступенька по карьерной лестнице. Все хотят быть заместителями директора, маркетологами, в крайней случае – региональными представителями (раньше у этой профессии было несколько иное название – коммивояжер, но, об этом сейчас, почему-то забыли). Но вот стоять непосредственно за прилавком или находится в торговом зале – желающих почти не находится.
Следующая очень насущная проблема – взаимоотношения с поставщиками. Она едина для всех сегментов торговли, но особенно актуальна для фармацевтов и пищевиков. По утверждению редактора одного специализированного журнала Александра Егорова, производителям продуктов питания средней и мелкой руки, безусловно, очень выгодно стать поставщиками «сетевых» универсамов и супермаркетов. Однако сие для них невозможно. Якобы, производители вынуждены либо соблюдать кабальные, на их взгляд, условия «сетевиков», либо вообще платить за то, что бы их товар взяли на продажу. Представители продуктовых «сетей» возражают, что жесткие условия связаны с единой торговой политикой. Коли уже производитель предложил свой товар, продавцы должны быть уверены, что он будет в необходимом объеме, во всех магазинах организации не меньше трех месяцев подряд.
У фармацевтов – другая проблема. Представители аптечных сетей уверяют, что ежедневно рассматривают несколько сотен предложений от производителей препаратов (в основном – биологических добавок), которые сами толком не могут объяснить, чем конкретно их товар отличается от других, какими обладает особенными качествами и т.д. Получается, что аптека должна «вложиться» в рекламу, занять торговые площади без какой-либо гарантии продать предложенную «новинку». Разрешить существующие противоречия между производителями и продавцами сегодня пока нереально.
Однако у продовольственных сетей есть еще одна проблема, которая на круглом столе почему-то не обсуждалась. Впрочем, возможно пока она для Питера не актуальна, хотя в Москве с ней уже столкнулись, и не исключено, что вскоре волна докатиться до Петербурга. Говорят, что в столице в среде состоятельных покупателей одно время было модно закупать продукты на неделю мелким оптом в торговых комплексах (наподобие питерской «Ленты»), стоящих за Кольцевой дорогой. Там, якобы, было дешевле. Однако постепенно очень многие состоятельные покупатели пришли к выводу, что дешевизной их только заманивают. Разнообразный ассортимент подхлестывает желание купить больше, попробовать что-то непривычное, новое. В результате денег на продукты тратиться процентов на 30% больше, чем в соседнем с домом магазине. А ведь в подобных частных магазинчиках цены на 20%, а то и 30% выше, чем в «сети». И, тем не менее, медленно, но верно, рачительные москвичи возвращаются в расположенные рядом с домом универсамы и универмаги. Можно предположить, что через несколько лет похожие проблемы возникнут и на питерском рынке продажи продуктов питания.