Политрагу: особенности национальных обычаев

Конечно, для обычного человека логика, согласно которой после позорного провала силовых министров отменяют прямые выборы губернаторов и депутатов-одномандатников, выглядит несколько коряво. Представляется, что Владимир Владимирович, в лучшем случае, действует согласно старинной русской логике «Щас разберусь, кто виноват, и накажу кого попало!». В худшем же варианте, который, скорее всего, и имеет место, господин президент просто пользуется бесланской бойней, чтобы решить свои проблемы, и смотрится это чрезвычайно противно.
Тем не менее, и Валентина Матвиенко, и областной губернатор Валерий Сердюков, и депутатская братия во главе с «единороссом» Тюльпановым, жириновцем Волчеком и «народно-патриотом» Редько выразила происходящему бурный «одобрямс». Оно и понятно – ежели всякий там народ лишен возможности опускать бумажку за ту или иную персону, возни куда меньше. А то, небось, той же Валентине Ивановне ее четырехлетняя одиссея с губернаторскими выборами до сих пор в ночных кошмарах снится (особенно эвакуация из Питера в 2000 году и реальное количество голосов, полученное за вычетом солдат, ментов, чиновников, подследственных и психов в последнюю кампанию). А так никаких проблем – царь приказал, бояре приговорили, и ты – губернатор!
То же самое и с депутатскими выборами. Теперь не надо общаться с этими противными, дурно пахнущими людишками, выслушивать про их уплотненные дворы и загаженные парадные, мучительно думать, как лучше распределить подкупательные деньжата из депутатского фонда. Присосался к путинско-грызловской «вертикали», либо укрылся за кривляющейся физиономией Вольфыча, и получай себе депутатскую ксиву спокойно!
Пока еще трепыхающиеся петербургские «правые» и «фрукты» против нового порядка протестуют, справедливо называя его антиконституционным. Однако вспоминая, как эта публика, вереща от восторга аплодировала антиконституционному перевороту 21 сентября 1993 года, и совсем уж антиконституционному расстрелу парламента, представляется, что на основной закон ей абсолютно наплевать. А весь шум объясняется элементарно. Одиннадцать лет назад вся компания имела шансы реально порулить любимой страной, а пальба ельцинских танков разгоняла их конкурентов. Нынешний же тихий переворот демократическую общественность, напротив, еще дальше отодвигает от реальных рычагов власти.
И хотя многие кремлевские реформы выдержаны в совершенно гайдаро-чубайсовском духе – радости от этого либералам мало. Потому как народу-то карманы вывернут, а идеологам демократии и рынка с этого почти ничего не отломится. Тем не менее, на малую долю крошек с барского стола рассчитывать все же можно, а потому еще уцелевшие в области демократические функционеры в отставку не торопятся. Например, бывший питерский финансист, а ныне главный федеральный антимонополист Игорь Артемьев и не думает подавать дружно осужденному его «яблочными» сопартийцами президенту прошение об отставке. А то вдруг тот просьбу удовлетворит, и куда же податься привычному к протиранию штанов на госслужбе Игорю Юрьевичу? Ведь не в биологию же возвращаться, лягушек резать – не для того страну разваливали!
Если Артемьеву еще приходится думать, как сохранить насиженную кормушку, то прочим питерским сейчас вообще шевелить извилинами не надо. Ведь президент-то у нас, если разобраться, добрейшей души человек и принципиально не желает пинать земляков, ежели они ему послушны. Вон Владимир Яковлев без звука ушел из Смольного, и с той поры совершенно непотопляем. Назначили министром жилкомхоза, всюду трубы полопались. Думали – сместят, а он уже полпред по Южному округу. Грянул Беслан, народ решил, что Анатольевичу точно капут, а он – министр по делам национальностей. Боюсь, коли такая тенденция пойдет и дальше, ждет нас в ближайшее время грандиозная межнациональная поножовщина с последующим перемещением Яковлева то ли в министерство транспорта, то ли в ведомство культуры.
Еще вольготнее чувствует себя группировка выходцев из петербургского «Промстройбанка». Пока аналитики спорят, станет ли его нынешний босс Владимир Коган министром финансов, председателем правления Центробанка али кем еще, выходцы оттуда занимают все новые посты в окрестностях Кремля. Например, член совета директоров ПСБ Отар Маргания стал вице-президентом «Внешторбанка» и советником министра финансов впридачу. Ну, а на прошлой неделе сильно поднялся и экс-глава когановского департамента инвестиций Сергей Нарышкин. Он сменил перемещенного на место Яковлева Дмитрия Козака в кабинете главы аппарата правительства. Боюсь, если процесс пойдет и дальше, перспективы нашу страну ждут откровенно мрачные. Помнится, Ленобласть после того, как «Промстройбанк» похозяйничал там при губернаторе Густове, очень напоминала высосанных покойников из американского триллера о гигантских пиявках-мутантах.
Что же касается чувства интернационализма, которое наше начальство проявило на неделе столь же активно, сколь одобрение президента, то и здесь оно лишь следовало по дорожке, начертанной главой государства. Коль скоро Владимир Владимирыч объявил теракт в Беслане не имеющим отношения к боям в Чечне, значит так оно и есть, а требования боевиков вывести войска из Ичкерии не более чем милая шутка. Ясно же сказано – во всем виноват Бен Ладен, вдруг решивший в своей горной пещере вдарить по Осетии, а любая попытка пощупать на предмет причастности некоторые диаспоры – провокации скинхедов.
Вот и создает у нас Кремль очередную корпорацию для инвестиций в Чечню (видимо, черной дыры «Свободной экономической зоны Ингушетия» мало показалось). В Питере же пока принят закон о межнациональных отношениях, по которому наши национально-культурные автономии подлежит осчастливить бюджетным финансированием. А ежели какая-нибудь автономия прикупит на выделенные средства пару гранатометов, так это у них такой красивый национальный обычай.
У наших шведских и финских друзей другой национальный обычай. Любят они употреблять все исключительно экологически чистое, включая водицу, а посему очень недовольны сливом в Балтику содержимого питерской канализации. Узнав об этаком пердомонокле, Валентина Ивановна лично одела сапоги, комбинезон и каску. После чего с грацией юной горной козочки запрыгнула в недостроенный канализационный коллектор, чья шахта расположена на Пискаревском проспекте. Опустившись под землю, губернаторша заявила, что денег в бюджете на достройку сооружения нет, но ради цивилизованных скандинавов она их непременно найдет и завершит стройку в должном качестве. И чего-то мне сомнительно, проявила бы милейшая градоначальница подобную прыть, иди речь не о нежных скандинавах, а о нас с вами.
Впрочем, нельзя сказать, что жители Балтийского побережья, не имеющие счастья принадлежать к высшим менеджерам «Промстройбанка», бывшим хозяевам Смольного, гражданам скандинавских стран и выходцам из кавказского региона, остались совсем уж без подарочка. Для них введены пособия на учащихся детишек, примерно по сто рубликов в месяц, которые будут в виде специальных талонов. Где те талоны будут обменивать, по какой цене и кто на этом наживется, пока неизвестно, но ассоциации возникают самые поганые. Типа карточек на тухлятину, которыми шибко православные русские предприниматели конца позапрошлого века выдавали зарплату своим пролетариям. После чего пролетарии оную тухлятину выкупали втридорога в лавке любимого Тит Титыча, а он вырученные деньги жертвовал на ремонт храма. Или покупал родственникам хлебную должностишку в государственных структурах. Тоже, блин, национальный обычай.