Жертвы войны нефтетрейдеров

Информация к размышлению:
Михаил Валентинович Синельников родился 9 октября 1948 года в городе Владивостоке. В 1973 году окончил Ленинградское инженерное морское училище имени адмирала Макарова по специальности инженер-судоводитель, после чего поступил на работу в Балтийское морское судоходство на должность 4-го помощника капитана. К 1991 году Синельников дослужился до капитана и еще семь лет работал в БМП на этой должности. Впоследствии в качестве капитана плавал на судах других компаний, а с февраля 2001 года перешел в Морскую администрацию петербургского порта, заместителем начальника администрации. Капитаном порта Синельников стал 2 июля 2001 года, по приказу первого заместителя министра транспорта РФ Виталия Рукши.
Тело капитана было обнаружено 16 мая в 23.26 возле его дома на Саблинской улице. По заключению врачей смерть наступила вследствие черпно-мозговой травмы, предположительно наступившей после выстрела в голову. Видимо, на несколько секунд раньше пуля убийцы пробила руку жертвы.
По имеющейся информации, среди выдвинутых версий наибольшее внимание уделяется трем, а именно: борьбе за передел контрольного пакета акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», возможному конфликту Синельникова с сослуживцами и его отношениям с действующими в порту нефтетрейдерами.
Первая версия считается наименее вероятной. На момент убийства борьба за контрольный пакет акций порта завершилась безоговорочной победой лихтенштейнской фирмы «Nasdor Incorporeited», негласно поддерживаемой Кремлем. Заинтересованность президентского окружения в этой компании связана, прежде всего, с фигурой стоящего за ней депутата Государственной Думы от КПРФ Виталия Южилина. Именно этому «красному олигарху» вместе со спикером Думы, бывшим членом КПРФ Геннадием Селезневым и председателем исполкома Народно-Патриотического Союза России,
вице-спикером Думы Геннадием Семигиным предложено создать альтернативный партии Зюганова левоцентристский блок. По расчетам Кремлевских аналитиков на грядущих парламентских выборах такой блок может отобрать у коммунистов до 3-4% голосов, лишив их список первого места. Для этого список Селезнева-Семигина-Южилина естественно должен иметь стабильное финансирование, основным источником которого планировался петербургский морской порт. Его грузооборот, по экспертным оценкам, перевалил в прошлом году за 23 миллиона тонн, а доход - за 7 млрд. рублей. Считается, что лучшего генерального спонсора блоку не найти. В итоге, несмотря на сопротивление петербургского КУГИ, к январю 2003 года «Nasdor» имел уже более половины акций ОАО. Традиционно сотрудничающий с Зюгановым губернатор из-за осложнения собственного положения не слишком старался этому помешать. Соответственно, председатель КУГИ Валерий Назаров, пытаясь не допустить скупки контрольного пакета южилинской компанией, делал это формально.
Очевидно, что Синельников, являясь всего лишь нанятым менеджером, вряд ли мог повлиять на борьбу за акции. В случае же каких-либо его попыток использовать свое влияние или разгласить конфиденциальную информацию, капитан порта мог быть достаточно безболезненно уволен. Тем более, что, по имеющимся данным Синельников отличался лояльностью к Южилину и к тому же старался не ввязываться в борьбу вокруг контрольного пакета акций.
Более вероятной может считаться версия о мести Синельникову со стороны кого-то из уволенных им работников. Известно, что по крайней мере один из них отличался психической неуравновешенностью и не скрывал своей ненависти к Синельникову. Смешно сказать, но в ящике его письменного стола после увольнения были обнаружены Книга по черной магии и фотографии капитана порта с проколотыми глазами! Очевидно, капитан всерьез достал своего нерадивого подчиненного. Однако столь же понятно, что такой специфический субъект вряд ли мог организовать настолько профессиональное преступление. По имеющимся данным, киллер не оставил на месте никаких следов, а составленный фоторобот на 90% не имеет к нему отношения.
Пожалуй, наиболее вероятным к настоящему моменту может считаться убийство, совершенное по заданию одной из соперничающих за причалы порта «черных» и «серых» нефтеперевозочных компаний. Работающие нелегально «черные» и прикрывающиеся фирмами однодневками «серые» в последнее время превратились в настоящее проклятие порта. Мало того, что благодаря их нелегальной деятельности ОАО лишилось изрядной части доходов, подпольные нефтетрейдеры также постоянно отравляли акваторию порта нефтепродуктами, вытекающими из их эксплуатируемых до последнего посудин.
Учитывая еще и нежелание «черных» и «серых» нефтетрейдеров привлекать внимание к своей деятельности, их зависимость от капитана порта трудно переоценить. Поскольку именно от человека, занимающего эту должность, зависит допуск или запрет прохода судна к терминалу, либо место в очереди, а значит убытки из-за простоя. Однако если легальный грузоперевозчик, видя несправедливость со стороны капитана, может опротестовать его действия, то нелегалы вынуждены в такой ситуации решать вопросы либо путем «материального стимулирования» капитана, либо переходить к силовым мерам.
Возможен ли был данный вариант событий в конкретном случае, сказать сложно. Однако ряд интервью Синельникова свидетельствует о его серьезном конфликте с ЗАО «Орлан-Эко». В интервью Михаил Валентинович подверг деятельность «Орлан-Эко» весьма жесткой критике и объяснил, почему фирма не может быть допущена к причалам . По словам Синельникова, ЗАО работало в порту не имея лицензий, а после пожара на принадлежащей «Орлан Эко» нефтеналивной станции «Гага», фирме вообще запретили заниматься бункеровкой судов. Считается, что инициатором этого распоряжения Морской Администрации выступил именно Синельников, более того, он якобы и стоял за серией публикаций, живописующих подробности произошедшей 2 октября прошлого года аварии, в результате которой погибло 2 человека, а в воду вылилось свыше тысячи тонн нефтепродуктов.
Последующий арест имущества проштрафившейся компании, и не слишком удачное развитие иска против Морской администрации, явно не прибавила симпатий к Синельникову. К тому же ходили упорные слухи, что от трудностей «Орлан-Эко» больше всего выиграли их конкуренты из «Эко Феникс Холдинга», к которым Синельников благоволил.
С другой стороны, по мнению некоторых наблюдателей от гибели «Гаги» пострадал как раз «Феникс», чьи суда по случайности в тот момент готовились к разгрузке, и в результате аварии капитально застряли на рейде. В то же время возможная излишняя осведомленность Синельникова делала его опасным и для своих партнеров, особенно в связи с повышенным интересом к порту со стороны правоохранительных органов. Существовало устойчивое мнение, что успехи «Феникса» в многочисленных судах с налоговой инспекцией связаны с наличием у фирмы в порту влиятельного друга. И этот друг в последнее время стал лишком дорого оценивать свои услуги.
В любом случае последовавший вслед за убийством капитана порта. взрыв машины тесно связанного с портом директора охранных предприятий «Марс-Сервис» и «Гелиос» Сергея Боева подтверждает, что мир у морских ворот Петербурга наступит еще не скоро.