Хит недели: 27 сентября Всемирный день туризма

<z>Виктор Топоров, литературный критик:</z>
– Я думаю, туризм занимает не очень значительное место в экономике Петербурга. Европейским стандартам качество туристических услуг в принципе отвечает, за исключением одного – соотношения «цена-качество». То есть туристы в Петербурге за получаемые услуги вынуждены переплачивать – деньги отдают как за пять звездочек, а обслуживаются на три. Наплыва туристов в связи с 300-летием не было, да их и не ждали. Эта идея – мол, будет приток туристов в связи с юбилеем – была просто прикрытием для разворовывания бюджетных и внебюджетных денег. Чтобы Петербург развивался как туристический центр, ему не хватает, я бы сказал, всего – за исключением достопримечательностей: инфраструктура, транспорт, гостиницы – все плохо развито.
<z>Яков Гилинский, профессор института генеральной прокуратуры, руководитель научного центра социологического института РАН доктор юридических наук:</z>
– Туризм играет в экономике Петербурга значительно меньшую роль, чем мог бы. Не хватает гостиниц для среднего класса, а те, что есть, расположены в неудобных местах. Слабо развито то, что называется экскурсией по городу. "Икарусы", с одной стороны, ходят полупустые, а с другой – они недостаточно комфортны для иностранцев. Мешает развитию туризма визовый режим. В «Пулково» страшно приземляться: само здание – сарай по сравнению с европейскими аэропортами. А попробуйте уехать оттуда – нарветесь на мафию «таксеров», которые с вас сдерут 100 долларов за то, что стоит 20. У Петербурга плохая слава в плане преступности, которая, с сожалению, полностью соответствует действительности. Навскидку могу назвать несколько зарубежных коллег, которых обворовали среди бела дня. Что касается 300-летия Петербурга и связанного с этим притока туристов… Это скорее пропагандистское высказывание. Я был уверен, что 300-летие в смысле туризма ничего не даст. Обычным туристам – не VIPам - отказывали во въезде, им было трудно попасть на праздничные мероприятия.
<z>Вадим Назаров, главный редактор издательства «Амфора»:</z>
– В городской экономике туризм занимает примерно треть от возможной доли. У нас небезопасно и сильно подпорчен имидж города. Сейчас сюда едут экстремалы, как в горячие точки. Нам не хватает среди туристов обычных бюргеров. Я не могу сказать точно, соответствует ли качество туристических услуг, предоставляемых в Петербурге, европейским стандартам, но, по-видимому, соответствует. У нас завышенные представления об уровне комфорта за границей. Я бываю на ярмарке во Франкфурте-на Майне, и уровень услуг, который я вижу там, вполне можно обеспечить и в Петербурге. Трудно сказать, чего не хватает для развития туризма. Достопримечательностей, вроде, более чем. Нам недостает неординарного подхода к их показу. Например. На петровские форты туристов можно возить не только на дискотеку. Парадный Петербург – это достаточно скучно, можно за один день посмотреть. А потом турист садится на поезд и едет в Москву, где мэр создает достопримечательности. В Москве их меньше, поэтому Лужков их просто строит.
<z>Борис Аракчеев, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга:</z>
– К сожалению, сегодня за огромными рекламными щитами и перетяжками не видно города – визуально разрушаются архитектурные ансамбли петербургских улиц и площадей. А ведь их красота и совершенство в первую очередь и привлекают многочисленных туристов в наш город. Красноречивый пример – Невский проспект. Хотелось бы, чтобы размещение наружной рекламы в городе осуществлялось более корректно. Развитию Петербурга в качестве туристического центра не помешало бы и увеличение гостиниц, а также улучшение качества гостиничного сервиса.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует огромный потенциал для развития туризма. К сожалению, используется он не в полном объеме. Честно сказать, качество туристических услуг в городе не соответствует европейским стандартам.
По моему же мнению, туризм должен занимать одно из первых мест в городской экономике.
<z>Сергей Корнеев, вице-президент Российского Союза Туриндустрии, председатель Регионального Совета, директор Северо-Западного регионального отделения:</z>
– По экспертным оценкам, до 10 процентов доходной части городского бюджета связано со сферой туризма, включая гостиницы, музеи, сферу услуг. И это не предел, разработанная нами стратегия развития может повысить эту цифру до 25 процентов. По приблизительным оценкам – около пяти процентов работающих петербуржцев заняты в сфере туризма.
В питерском туристическом бизнесе сложилась странная ситуация – при высокого уровня отелей и высоком уровне образования менеджеров среднего звена – плохой уровень обслуживания низового звена (швейцаров, таксистов). Первое же негативное впечатление у иностранцев возникает уже на таможенных службах и при общении с пограничниками. Туристы у нас не тратят всех денег, которые бы оставаться в местной казне. В городе нет достаточного количества дополнительных услуг в отелях. Я уж не говорю о том, что в Петербурге нет официальной туристской символики. Плохо развита сувенирная промышленность, даже несчастные матрешки для туристов, казалось бы, наш неотъемлемый атрибут, производятся в Польше.
Трехсотлетие, конечно, повлияло положительно на развитие индустрии, но оно должно стать лишь толчком для раскрутки города, а не финишем. К примеру, Стокгольм (очень похож на Петербург своими условиями) в 98-м году получил ежегодный статус европейской столицы культуры. Пиковый эффект от этого они почувствовали только через два года… Хотя уже теперь ни в одной гостинице города в данный момент нет свободных мест, и на октябрь уже почти все забронировано. И это хорошо, потому как у нас основной бич – это сезонность, несмотря на то, что мы не являемся курортным городом. В советское время был раскручен брэнд «Белых ночей», в данный момент мы пытаемся сломать этот стереотип. В нашем городе есть, чем заняться и что посмотреть осенью и зимой.
Основных проблем в нашем туризме три: отсутствие стратегии, медиа-плана и нехватка информационных услуг. Сейчас в метро хотя бы появилась латинская транскрипция на объявлениях. Ведь большинство туристов сейчас предпочитают самостоятельно передвигаться по городу, а информации внутри города им не хватает. Проблемы в основном мелкие, но из них складывается большие. Для нас главное - эффект «сарафанного радио», чтобы к нам вернулись вновь и рассказали своим о Петербурге. Вот в Париже до 80 процентов повторных посещений – это результат. Кроме того, нам необходимо приходить к молодежному туризму, деловому, а не делать ставку только на туристов пожилого возраста. Притом что материальная база для этого есть – но мы себя неверно позиционируем.