Наказаны и забыты?

Речь идет не об обычных школьных или лицейских (так нынче называются все ПТУ) преподавателях. Вернее, дело даже не в них самих, хотя сотрудники спец. ПТУ №1 и чувствуют себя бедными родственниками по сравнению с не очень богатыми школьными коллегами. Суть проблемы в том, какой контингент воспитывают учителя единственного государственного учреждения города. По словам самого директора спец. ПТУ №1 Анатолия Дмитриевича Казакевича, термин «девиантное» (дословно – отклоняющееся поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, рассматривается большинством как предосудительное и недопустимое) по отношению к воспитанникам закрытого заведения не совсем корректен, потому что в училище проходят реабилитацию подростки-преступники. Какое уж тут девиантное поведение, когда многие уже перешагнули рубикон и стали, к примеру, малолетними убийцами.
В спец. ПТУ под Колпино воспитываются одни мальчишки. Более сотни подростков от 13 до 18 лет получают профессию и учатся. Официально обучение должно проходить по программам 5 - 11 классов. Но реалии жизни не вписываются в методические указания Министерства образования, в чьем подчинении находиться «спецуха» (именно так звучит название заведения на молодежно-блатном сленге). Анатолий Казакевич рассказывает, что воспитанники поступают к ним и с двумя, и с тремя классами образования, а недавно привезли четырнадцатилетнего недоросля, вообще не умеющего даже читать. Вот теперь и сидит над букварем с картинками.
Таких училищ, как в Колпино, на всю Россию чуть больше двух десятков. На Северо-Западе – три. Кроме колпинского еще одно под Псковом, и не так давно открылось новое спец. ПТУ в Мончегорске под Мурманском. Их контингент везде одинаков – мальчишки и девчонки, в том числе прошедшие детские зоны и СИЗО. Когда-то, давным-давно, «спецухой» пугали разгильдяев и хулиганов в школах. Говорят, что это было своеобразной первой ступенькой, за которой могла последовать «малолетка». В советские времена спец. ПТУ само по себе воспринималось, как зона, только более-менее легкая. Теперь, в соответствии с реалиями времени, все они называются реабилитационными училищами. Но суть не изменилась, и дети попадают в эти стены только по суду. А на воле этими заведениями продолжают пугать. И попадают туда, как и прежде, те подростки, от которых стараются избавиться в обычных школах, и которых принимают улицы, подвалы, вокзалы и взрослая «пацанско-блатная» жизнь.
Все судебно-правовые реформы, уже не один год проходящие в стране, как-то мало отразились на быте и жизни воспитанников и преподавателей таких заведений. Разговоры о введении в России практики ювинальной юстиции – тем более. Приезжала, правда, в начале лета в колпинское училище с инспекционной поездкой комиссия из Совета Федерации во главе с заместителем председателя комитета по правовым и судебным вопросам Станиславом Вавиловым. По словам директора, члены комиссии были удивлены, что такие учебные заведения в России сохранились.
Стоит ли после этого удивляться, что спец ПТУ, с их очень и очень не простыми, и уже получившими наказание детьми, оказались практически забытыми и федеральным центром, и администрацией города.
Анатолий Казакевич уже пять лет бьется за право преподавателей получать такие же надбавки, как и их коллеги. Каким образом ему удается удержать даже не полный коллектив, для него и самого загадка. Вместо 22 воспитателей работает всего 8, вместо 22 мастеров, тоже только 8. Всего в училище трудится 50 человек (из них только двое мужчин) на 110 мальчишек с очень непростыми характерами. Фактически на одного преподавателя приходится два подростка, которых нужно не только воспитывать и учить, но и любить, чтобы не превратились они в «зверьков», как в соседней колпинской колонии для малолеток. Может быть, именно увиденному контрасту удивлялись члены высокой комиссии Совета Федерации?
Однако вернемся к «достойной» оплате труда преподавателей спецучилища. Стандартная тарифная ставка при 700 часах в неделю составляет 1548 рублей, с 20% надбавкой за сложность и вредность выходит 1850 целковых в месяц.
Казакевич уже не первый раз выходит в Законодательное собрание города с нижайшей просьбой рассмотреть вопрос о надбавках своим преподавателям. В 2000 году, когда председателем комиссии по образованию, культуре и науке был Леонид Романков, депутаты решили вопрос положительно. Но, по сложившейся в те годы практике, окончательное принятие решения застряло в Смольном. По словам Анатолия Дмитриевича, он через свое непосредственное начальство – заместителя министра образования – пытался выйти на тогдашнего губернатора. Однако господин Яковлев даже не посчитал нужным ответить на письмо заместителя министра.
Как будут развиваться события, сегодня предсказать невозможно. В комиссии по образованию, культуре и науке, корреспонденту «КОНКРЕТНО.ru», ответили, что при желании деньги в бюджете найти можно. Определенные суммы, например, зарезервированы в статье под названием «трансферты населению». Вот из них можно выделить что-то для выплаты надбавок. Ведь в таком же положении, как преподаватели спецучилища № 1, находятся их коллеги еще из 14 средних учебных заведений федерального подчинения. Но все снова будет зависеть от позиции городской администрации.
Впрочем, можно предположить, что какую-то «копейку» Спец ПТУ № 1 вполне реально может получить на волне очередной выборной кампании.
Не зря же туда приезжала комиссия из Совета Федерации. Скорее всего, поездка действительно была инспекционной. Однако информация о положении с преподавательскими надбавками могла просочиться к депутатам Госдумы. Возможно, что она заинтересует претендентов, которым предстоит избираться по одному из колпинских округов.