Об «узком горлышке» и всеобщем братстве

Буквально на днях в рамках всероссийского проекта «Надежда есть», поддержанного Министерством культуры РФ и Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций, солидные российские СМИ решили разместить на своих полосах ряд проблемных материалов, суть которых сводится к вопросу о том, почему смена политического строя в России, вместо ожидаемого процветания, принесла с собой новые неисчислимые беды. Ведь всем нам долгое время внушали, что с изменением производственных отношений улучшится и качество труда. А с изменением условий жизни должен будет измениться и сам человек. Но всего этого не произошло. Почему же?
При всей кажущейся сложности и неоднозначности поставленного вопроса, ответ на него на удивление короток и прост. Приведем свидетельство на этот счет святителя Николая Сербского:
– Афинская демократия, – считает святитель, – погибла от беспросветной лжи и эгоизма. А также от диктатуры парламентского большинства. При этом ложь и эгоизм – это две подруги, от которых истинная свобода всегда бежала, что называется, без оглядки. Даже тогда, когда свобода объявлялась понятием государственным и национальным.
Помня это, можно без труда понять, почему все демократии, включая греческую и римскую, неизменно заканчивались жестокой диктатурой.
Теперь вспомним, что на знаменах Великой французской революции было начертано три лозунга: «свобода», «равенство» и «братство». Сразу заметим, что понятию «братство» было отведено последнее место. Поэтому французы и по сей день мучаются, пытаясь осуществить идею свободы в отрыве от равенства и братства.
– Русская революция, – констатирует далее святитель, – преуспела в осуществлении второй идеи французской революции – идеи равенства. Как бы забыв при этом о свободе и братстве. В результате в 1917 году в России возникли три класса: класс полноправных, малоправных и бесправных.
Теперь всмотримся в наши дни. Свобода, провозглашенная в самом начале перестройки одной из главных политических ценностей, в очень короткий срок превратилась в свободу надувать друг друга без всякой оглядки на этические нормы. Другими словами, кто сумел затуманить мозги максимально большему числу своих сограждан, кинув их при этом на бабки, тот и оказался прав. Совсем как в Древней Греции. О том же, что свобода без братства, а, стало быть, и без абсолютного равенства перед Богом, рано или поздно превращается в откровенный беспредел, знали практически все святые отцы Православной церкви. Никогда не помышляя о том, чтобы выносить столь очевидный факт на всенародный референдум. И уж тем более искать ответ на такой простой вопрос путем реализации дорогостоящих газетных проектов.
В конце позапрошлого века известный протестантский проповедник в беседе с Федором Достоевским высказал мнение о том, что Православие со временем должно будет влиться в протестантизм. «Может быть, и влилось бы, – ответил великий писатель, – если бы горлышко ваше не было бы таким узким. Русской душе будет в него никак не протиснуть.