К нам едет иерарх

Ключевым моментом предстоящей встречи должен стать поиск путей к сближению между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. Напомним, что церкви-сестры прервали свое каноническое общение еще восемьдесят три года назад.
В настоящее время первоиерархом РПЦЗ является митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский – Лавр. Его встреча с Патриархом Алексием II должна состоятся в начале января 2004 года.
Сторонники сближения двух русских церквей сумели внятно доказать необходимость подобного единства на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в октября 2001 года в Нью-Йорке.
Следом, выступая на Конгрессе соотечественников в Москве, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл официально провозгласил окончание гражданской войны в России. Заверив всех присутствующих в том, что это именно так, и что только, цитируем: «Русская Православная Церковь станет той силой, которая излечит расколы и раны на теле России, возникшие в результате национальных катастроф ушедшего столетия».
Нынешний первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Заграницей – митрополит Восточно-Американскиий Лавр (Шкурло) один из сторонников сближения двух русских церквей. Его сторонниками в этом вопросе являются митрополит Германский Марк, протоиереи Виктор Потапов и Николай Артемов. Последние не раз предлагали начать переговоры с Московским Патриархатом при посредничестве Сербского Патриарха Павла.
КОНКРЕТНО.ru уже писал о братском послании Священного Синода Русской Православной Церкви к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, в котором содержалось предложение о взаимном покаянии за все совершенные в прошлом веке ошибки. Сегодня Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) считает, что она успешно справилась с этой задачей. Покаянием следует считать прославление сонма святых новомучеников и исповедников российских, замученных только за то, что они не приняли в 1927 году позицию митрополита Сергия по сближению с большевистской властью. В богословском плане это покаяние закреплено в самой концепции РПЦ, принятой в 2000 году на юбилейном Соборе в Москве. В концепции, в частности, говорится, что лояльность церкви государству обусловлена отношением последнего к православным духовно-нравственным ценностям. Другими словами, РПЦ оставила за собой право на гражданское неповиновение в том случае, если светская власть займет антиправославную позицию.
Помня о том, что на Русской Православной Церкви лежит миссия по сохранению истинного и неповрежденного Православия, следует добавить, что непримиримым противником единения двух церквей-сестер является бывший первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Виталий (Устинов). В связи с расколом в РПЦЗ митрополит Виталий вновь вышел на служение и сегодня под его омофором находятся практически все православные приходы Канады, и ряда других областей Северной Америки.
Взаимное общение российских и зарубежных православных священников должно послужить к взаимной пользе. И, прежде всего, потому, что зарубежный православный клир, оказавшись на чужбине, претерпел значительные трудности. Оказавшись нежеланными персонами в большевистской России, они и в цивилизованных странах зачастую воспринимались, как уроженцы «дикой страны». Многих в подобных условиях спасались только верой. Не так обстоят дела с российскими священниками. В период возрождения интереса к религии и массового открытия новых приходов в постперестроечный период, российский епископат был вынужден рукополагать в священный сан большое количество новых священников. Но не все из них, как выяснилось, руководствовались в своем выборе только интересами служения. Давно известно, что получение сакральных знаний при недостатке веры чревато серьезными последствиями. Вплоть до нарушений психического здоровья. Чем иным можно объяснить повышенную агрессивность многих новоиспеченных российских пастырей как не «съезжанием крыши» из-за разгулявшейся гордыни. Незаслуженные почести, о чем было известно еще в Древнем Египте, вполне могут стать причиной многих грехов. Таких, как сребролюбие, потеря разума и рассудительности, пьянство и актуальное в наше время «голубизна». Рукополагая молодых людей, не прошедших испытания жизнью, некоторые российские епископы надеялись таким образом уберечь их от, лежащего во зле, мира. Но эти благие намерения оказались из разряда тех, что прямиком ведут в ад. И об этом тоже необходимо помнить.