Хорошие мозги в Питере не задерживаются

В мероприятии, несколько суховато названном «Бизнес-образование в Петербурге», приняли участие представители крупнейших образовательных структур Северной столицы – СПбГУ, Открытой школы бизнеса, Высшей экономической школы СПбГУЭФ, Международного университета, а также нескольких организаций, под эгидой которых проходит обучение отечественных управленцев – Британского совета, АСПРЯЛ, Германской службы академических обменов.
Эти люди пытались ответить на пять конкретных вопросов: на каком этапе карьеры лучше всего получать бизнес-образование, насколько нужна в нем узкая специализация, как обстоят дела с заочным обучение иногородних россиян, как учащимся прививают навыки цивилизованного предпринимательства и с какими этическими проблемами они сталкиваются в процессе учебы и по ее окончании?
Конечно, некоторые вопросы постороннему человеку могут показаться достаточно специфичными. И если большинство участников так или иначе пришли к выводу, что для получения такого образования лучше все-таки два-три года пообтереться в сфере реального бизнеса, а узкая специализация необходима в зависимости от того, какое место в корпоративной иерархии занимает учащийся (принцип здесь просто – чем выше его пост, тем уже сфера приложения его умственных способностей), то другие темы постигло гораздо более живое обсуждение.
Взять то же заочное обучение, которое в нынешних условиях принято называть дистанционным. Между прочим, только в международной системе МВА, по которой обучается около шести тысяч россиян, шестая часть слушателей являются жителями российской глубинки. Не ездить же им в Москву или Питер, подчас бросая свой бизнес? Здесь одни участники убеждали коллег, что нынешний уровень развития информационных технологий гарантирует беспроблемную связь учеников и педагогов. Мол, лучше без отрыва от процесса обучения проверять полученные знания на реальном деле. Однако зарубежные участники круглого стола выступили скорее против такого подхода. И в первую очередь потому, что при «дистанционке» отсутствует живая связь учащихся с преподавателями и другими слушателями.
Но самая горячая дискуссия развернулась вокруг этических проблем. Причем они напрямую пересеклись с самой, что ни на есть реальной действительностью.
Дело в том, что двухгодичный курс обучения в системе МВА стоит немалые деньги: в Петербурге цена колеблется в промежутке от четырех-шести и до 10 тысяч евро. Впрочем, это еще цветочки. В не такой уж и далекой Норвегии подобный цикл – правда, умещенный в 11 месяцев - обойдется слушателю более чем в 22 тысячи евро.
Естественно, что зачастую обучение своих сотрудников современных правилам ведения бизнеса берет на себя их работодатель. Казалось бы, ну и что? Однако на практике нередки случаи, когда выпускник бизнес-школы, возвращаясь в свою компанию, не находит в ней применения только что полученным знаниям и навыкам. В первую очередь излишне умный сотрудник перестает нравиться тому самому работодателю. Как правило, такие конфликты заканчиваются уходом менеджера в другую структуру. Кому из владельцев компаний это может понравиться?
Общего ответа на эту дилемму участники мероприятия так и не нашли. Самым разумным предложением, которое прозвучало с их стороны, было следующее – надо отправить на обучение уже своего хозяина.
Еще одна этическая тема – нежелание выпускников оставаться не то что в своей компании, но и в своем городе и даже в своей стране. Статистика, озвученная представителем АСПРЯЛ, гласила – более половины наших земляков по окончанию обучения обосновываются в Москве, треть оседает в странах Европы и только лишь 10 процентов менеджеров продолжают трудиться в родном городе.
Такая разница с первопрестольной имеет под собой в первую очередь финансовое основание. Просто в Питере начинающий менеджер мало где может заработать в месяц больше трехсот-четырехсот долларов, тогда как в первопрестольной отсчет начинается баксов с восьмисот.
Конечно, факт востребованности умников с берегов Невы не может не радовать. Значит, здесь их учат те, кто надо, и тому, чему надо. Однако все-таки приятнее быть местом, в которое они стекаются, а не из которого утекают.
Любопытный факт – сейчас в Петербурге на ниве бизнес-образования трудится порядка двухсот организаций. Однако участники круглого стола сошлись во мнении, что их должно быть раза в три больше. Хотя бы потому, что сейчас на российских просторах легко найдет работу и пять миллионов квалифицированных менеджеров. Существующие же школы в год выпускают лишь чуть более десяти тысяч управленцев. Темпы прибытка убийственны. Очевидно, что в широкие массы населения России пора – причем совершенно в духе модной ныне ностальгии по прошлым временам – выносить что-то типа лозунга-призыва: «А ты записался в управленцы?»