Электричка особого назначения

Участники круглого стола обсуждали реформирование железнодорожной отрасли в целом и роль частных пассажирских перевозчиков в становлении рынка в частности. Правда, первые нововведения коснулись не пригородных перевозок, а поездов дальнего следования. С середины марта в Питере в среде пассажиров VIP класса модными стали особые вагоны в «Красной стреле» с кондиционерами, душевыми кабинками, телевизорами и прочими благами цивилизации. Хотя цены в таком купе явно не для простых смертных – одно место стоит 10 тысяч рублей. Эта комфортабельная экзотика – собственность частной транспортной компании «Гранд Сервис Экспресс». Говорят, это только начало, и в планах компании уже в следующем году пустить между Питером и Москвой целую гостиницу на колесах.
Но, как заявил Александр Гордин, и простых смертных уже этим летом ожидает сюрприз. Все места в поездах дальнего следования будут ранжироваться: нижние полки в серединке плацкартного вагона будут стоить дороже, верхние – дешевле, боковые нижние – еще дешевле, боковые верхние – вообще сущие копейки. Но общая «стоимость» вагона не уменьшится – основная нагрузка увеличения тарифов произойдет за счет удобных и пользующихся особой популярностью мест. Так что теперь мамам с малолетними детьми и пожилым людям придется забыть сакраментальную просьбу к соседям поменяться местами.
В купейных вагонах особой «революции» в этом смысле не будет. Уже несколько лет там, особенно в СВ, действует система бизнес- и эконом класса. А вся разница только в том, что в первом случае путешественникам положен горячий обед, а во втором – сухой паек.
Пассажиров же пользующихся пригородными электричками, как было сказано в начале материала, нововведения коснутся только в следующем году. О комфорте речь не идет вовсе. Просто пригородными перевозками будет заниматься отдельная структура, созданная на базе ОЖД, но принадлежащая и Петербургу, и Октябрьской железной дороге. Однако в пул, по идее, должны еще войти Ленинградская область и Великий Новгород. Но пока правительства этих регионов даже не пригласили подписать соглашение. Господин Матвеев сообщил, что 11 марта было подписано предварительное соглашение о создании отдельной пригородной компании между руководством ОЖД и городом. Теперь, судя по всему, речь идет о том, с чем каждая их сторон должна войти во вновь создаваемую структуру и кто и как должен платить. Что касается города, то, судя по информации Комитета по транспорту, он в качестве «имущественного блока» внесет железнодорожные вагоны для пригородных электричек, приобретенные за счет городского бюджета в 2001-2003 годах. Перед ОЖД стоит задача более масштабная – закрепить за будущей структурой все вокзальные комплексы, локомотивное и мотороремонтное депо. На другие условия, губернатор города не соглашается.
Но не это самое главное в грядущем процессе. Основной вопрос, стоящий на повестке дня – кто и сколько будет выделять денег на содержание «Пригородной пассажирской кампании». Судя по всему, единой точки зрения по этому вопросу не существует. Даже во время проведения круглого стола заместитель комитета по транспорту городской администрации и представитель Октябрьской железной дороги вступили в дискуссию. Железнодорожники, апеллируя к международному опыту, утверждают, что во всех цивилизованных странах такие компании находятся полностью на государственном содержании, поскольку выполняют социальную функцию.
Олег Матвеев резонно заявлял в ответ, что и сегодня существует федеральный закон, по которому пригородные перевозки должны датироваться из федерального бюджета. Однако чуть ли не со времен развала СССР Петербург датирует перевозки льготников из собственных средств. Сегодня эта цифра составляет 100 миллионов рублей в год. Если же все расходы свалятся только на Петербург, то сумма увеличиться до 4,5 миллиардов рублей в год.
К какому соглашению придут спорящие стороны, пока не ясно. Известно только одно – со следующего года, во-первых, будут отменены все льготы на проезд военнослужащим (за счет увеличения денежного довольствия), а во вторых – существенно пересмотрены льготы на проезд других категорий. Можно предположить, что первыми пострадают просто пенсионеры (не участники ВОВ, блокадники и инвалиды) и дети. А если «высокие договаривающиеся стороны» не найдут компромисса, то пострадать (в смысле увеличения цены на проезд) могут все. Кстати, кто-то из участников круглого стола сообщил довольно любопытную информацию. Оказывается, теперь цены на две зоны проезда в пригородной электричке «привязаны» к цене жетончика на метро. Наверное, можно говорить о рождении новой народной приметы: если метро подорожало, вскоре жди увеличения стоимости проезда в электричке.