Три «железнодорожных» года

В первый день октября открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» исполнилось три года! В честь праздника президент компании Владимир Якунин провел масштабную видеоселекторную пресс-конференцию, в которой приняли участие начальники 17 железных дорог России и представители СМИ, всего более 1000 человек.

С октября 2003-го по сентябрь 2006 года по российским железным дорогам перевезено 3,6 млрд. пассажиров, погружено почти 3 млрд. 660 млн. тонн грузов. ОАО «РЖД» ежегодно наращивает темпы производственной работы: только в первом полугодии 2006 года рост объема перевезенных грузов составил 3,4%, на 3,8% возросло количество пассажиров российских железных дорог. За время существования ОАО «РЖД» перевезено 808,3 млн. тонн каменного угля, 631,1 млн. тонн нефтеналивных и 566 млн. тонн строительных грузов, 297,2 млн. тонн железной руды, 214,1 млн. тонн черных металлов, 181,7 млн. тонн лесных грузов. Грузооборот за этот период составил 5 трлн. 367,2 млрд. тонн.

– Эффективность нашей работы растет! – сообщил Владимир Якунин.

Увеличение объемов пассажирских и грузовых перевозок он связывает прежде всего с реформированием структуры железнодорожного Общества. В основу реформы был положен проект создания «Грузовой» и «Пассажирской» компаний. Как поделился в разговоре с журналистами президент компании, были созданы дочерние предприятия по контейнерным перевозкам и ремонту подвижного состава. И сейчас ОАО «РЖД» находится уже на третьем этапе реформирования. Его особенностью является так называемая инвестиционная фаза развития: в первую очередь – в железнодорожную инфраструктуру.

– Как показывает опыт, – сказал Владимир Якунин, – эти вложения дают как минимум трехкратный эффект для экономики страны. Повышение капитализации нашей отрасли будет производиться также за счет вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок. К концу третьего этапа РЖД должны превратиться в эффективный холдинг, который полностью будет удовлетворять всем требованиям России в железнодорожных перевозках.

Видеопресс-конференция транслировалась во многих городах России. Президент ОАО «РЖД» ответил более чем на 30 вопросов журналистов. Так, представители СМИ Дальнего Востока интересовались судьбой Байкало-Амурской магистрали. Легендарное детище рук энтузиастов бывшего СССР, имея важнейшее стратегическое значение, сегодня загружено далеко не на полную мощность. Владимир Якунин заверил, что к 2010 году грузооборот на БАМе возрастет до 600 миллиардов тонн в год. Это сделает магистраль источником серьезного экономического роста целого региона страны.

На Транссибирской магистрали, по словам президента компании, сейчас наблюдается беспрецедентный рост грузоперевозок. Но дело в том, что 813 километров Транссиба проходит по территории Казахстана. И сейчас рассматрвиается вопрос о передаче этих участков в оперативное управление ОАО «РЖД».
Был затронут на пресс-конференции и вопрос взаимоотношений с Грузией. Владимир Якунин пояснил, что российские железнодорожники сотрудничали с Тбилисским заводом, поставлявшим запчасти для ремонта локомотивов. ОАО «РЖД» заключило с грузинами сделку на 100 миллионов рублей, но из-за прерванного железнодорожного сообщения заказ так и не был получен.

Возвращаясь к реформированию ОАО «РЖД», напомним, что именно Северо-Западный регион стал «пилотным» для отработки системы управления дочерними компаниями. Ведь на долю Октябрьской железной дороги приходится 33% всех железнодорожных перевозок страны. Начальник ОЖД Виктор Степов говорит, что эффект реформирования системы управления Российских железных дорог налицо.
– За три года мы освоили 70 миллиардов рублей инвестиций. Вагонный парк пополняется новыми поездами, новыми составами. Наблюдается увеличение грузовых перевозок. А появляющиеся новые портовые мощности диктуют повышение ежедневных объемов выгрузки. И мы с ними справляемся, соблюдая повышенные меры безопасности!

Существует генеральная схема развития железных дорог на Северо-Западе. И сейчас, по словам Виктора Степова, приходится ее корректировать в связи с увеличением грузопотоков в порт «Мурманск». До конца 2006 года будет определена схема развития Мурманского железнодорожного направления и инфраструктуры на подходах к порту.

Виктор Васильевич отметил, что заканчивается строительство современных пассажирских отводов на участках высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Однако по-прежнему открытым остается вопрос о том, куда будут приходить эти будущие поезда. Проект строительства вокзального терминала для высокоскоростных поездов у Московского вокзала был разработан еще в 1996 году. Но дальше котлована дело не пошло. Огромная яма продолжает зиять в центре города.

– Ее судьба до сих пор не решена. Но так как решение о строительстве высокоскоростной магистрали принято на правительственном уровне, мы надеемся, что территория отойдет под вокзальные площади. Ведь это рациональнее, чем искать новый «вход» в город в каком-то другом неподготовленном месте, – подчеркнул Виктор Степов.

Ольга Федотова

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 12 ОКТЯБРЯ 2006, № 171 (2021)