Угрозы современности в ракурсе МПА

Возможно ли управление кризисными ситуациями? Чем вызвана необходимость унификации национального законодательства СНГ в сфере борьбы с терроризмом? Идентичны ли поня тия воздушный и авиационный транспорт? Эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ по вопросам обороны и безопасности (в том числе в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), проходившей в Санкт-Петербурге 11–12 октября.

Двухдневная работа традиционно велась в штаб-квартире МПА под председательством заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной думы РФ Виктора Войтенко. В целом же в работе комиссии принимали участие парламентские делегации, эксперты и специалисты по обороне, безопасности и бюджету стран СНГ.

В ходе заседания между участниками разгорелось несколько оживленных дискуссий. Наибольший интерес вызвали проекты модельных законов: «О безопасности на воздушном транспорте», «О борьбе с торговлей людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» и «Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом».



Авиационный транспорт или воздушный?
Представитель НИЦ ФСБ РФ Владимир Жмеренецкий рассказал собравшимся о разработке проекта модельного закона по безопасности на воздушном транспорте, а также о том, чем вызвана необходимость выделения такого нормативного акта из ряда аналогичных.

Первоначально законопроект назывался «О безопасности авиационного транспорта». В таком виде он был одобрен постановлением Объединенной комиссии 12 октября 2005 года. Однако, принимая во внимание тот факт, что проект модельного закона первоначально направлен все же на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, а не на безопасность самого транспорта, разработчикам предложили изменить название. И по итогам рассмотрения проекта комиссия приняла уточнение «О безопасности на воздушном транспорте ». Весомым основанием этому явился также тот факт, что формулировка вполне увязывается с законопроектом «О безопасности на транспорте», который был рассмотрен в рамках заседания 11 октября впервые.

Но, по мнению некоторых членов комитета, новое название вошло в противоречие с содержанием самого закона, так как в нем нигде не упоминается термин «воздушный транспорт». Впрочем, данная точка зрения не нашла отклик и осталась практически единичной.

В связи с тем, что вышеуказанный проект имеет схожие черты с законом «О безопасности на транспорте », по итогам обсуждений было решено дальнейшую доработку и рассмотрение обоих документов осуществлять совместно.

Тысячи потенциальных рабов
Не единожды отмечалось, что торговля людьми (в том числе детьми) в последнее десятилетие стала серьезной социальной и правовой проблемой для СНГ. Поэтому актуальный законопроект «О борьбе с торговлей людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» представила заведующая отделом проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и профилактики правонарушений НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ Ольга Пристанская.

Как следует из пояснительной записки к Концепции: «Проблема незаконного вывоза людей, особенно несовершеннолетних, из стран происхождения и постоянного проживания достигла такого уровня, что представляет собой угрозу безопасности государств». Так, по данным пограничных и миграционных служб, через государственную границу ежегодно не пропускаются тысячи женщин и детей, которых неправомерно пытаются переместить в другие страны под предлогом усыновления, работы в барах, ночных клубах, модельных агентствах.

Торговля людьми, особенно детьми, – один из самых латентных видов преступления. Поэтому, по словам выступавшей, в модельный закон обязательно должны быть включены положения, касающиеся специфики различных направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с торговлей «живым товаром », особенности координационной деятельности государств – участников СНГ в целях противодействия использования СМИ в целях торговли людьми, а также процедуры исполнения в отношении жертв торговли людьми международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Ольга Пристанская рассказала также о «Рекомендациях по унификации и гармонизации законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации». Все они сведены к выработке общих понятий во внутреннем законодательстве СНГ: правовых определений, единства подходов к уголовной ответственности за способы и торговли людьми, введения или усиления уже существующих уголовных санкций за торговлю и пропаганду торговли людьми.

Итоги
Впрочем, по мнению некоторых специалистов, приведение законодательства различных стран к единообразию в полном смысле этого слова невозможно. Вспомним, что даже в СССР не было единого уголовного кодекса. Однако выработка согласованных подходов государств – участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом необходима. Об этом рассказал старший научный сотрудник НИЦ ФСБ РФ Евгений Сидоров в проекте своей работы «Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом».

По его словам, одно из центральных мест в работе займет разработка и закрепление в национальных законах общего определения терроризма, а также трактовка акта терроризма как особо тяжкого уголовного преступления, которое должно рассматриваться вне подходов, связанных с «двойными стандартами».

В целом же члены комиссии рассмотрели и одобрили проекты изменений и дополнений к модельному Уголовному кодексу для государств – участников СНГ, к вопросам, касающимся борьбы с терроризмом; рекомендации по унификации и гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом; межгосударственное Соглашение государств – участников СНГ об основных направлениях сотрудничества и взаимодействия в области обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране. На заседании были одобрены модельные законопроекты «О противодействии финансированию терроризма», «О государственной охране» и «О прокуратуре».

 – Приятно отметить, что с каждым годом наши наработки все больше применяются на практике, – сообщил корреспонденту «ПГ» ответственный секретарь Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом Владимир Бондуровский. – За два дня нами был решен ряд важных вопросов не только на уровне парламентариев, но и с участием представителей практически всех органов отраслевого сотрудничества в сфере безопасности СНГ, всех заинтересованных ведомств, государств-участников на уровне правоохранительных органов и спецслужб.

ПОДГОТОВИЛА АЛЛА СЕРОВА

Мнения:
ВИКТОР ВОЙТЕНКО
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«В ходе прошедшей работы возникали серьезные дискуссии и предложения. Нами были рассмотрены все запланированные вопросы. Мы движемся вперед, а это самое главное».

ВЛАДИМИР БОНДУРОВСКИЙ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОМИССИИ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ, ПРЕСТУПНОСТЬЮ И НАРКОБИЗНЕСОМ
«Я считаю, что в результате заседания всех комиссий мы добились необходимых результатов и достигли поставленных целей. Был реализован ряд мероприятий по разработке модельных законодательных актов и рекомендаций по гармонизации законодательства в сфере безопасности для государств – участников СНГ. Состоялось заседание постоянной комиссии МПА по вопросам обороны и безопасности, в ходе которого утверждены самые важные решения».

АНАТОЛИЙ ГОНЧАРОВ
СЕКРЕТАРЬ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
«Я как человек, готовивший эту комиссию, могу сказать, что с каждым разом на заседаниях утверждаются все более жизненные решения. Надеюсь, что в следующем году мы примем рекомендации для парламентариев по военно-техническому сотрудничеству, а также организуем рабочую группу, которая помогала бы в разработке законодательных актов».

ПЕТР ПРЕМЬЯК
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕКРЕТАРИАТА ОДКБ
«К сожалению, ОДКБ не имеет своего «надпарламента ». Пока мы используем возможности МПА СНГ. Мы разрабатываем модельные законы по тематике задач нашей организации в области противодействия международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и другим угрозам и вызовам современности. Если говорить о планах, то на ближайшее время организация спланировала выезд в Центральный азиатский регион для изучения обстановки в области формирования системы коллективной безопасности в республиках Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан и Республике Узбекистан».


ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 19 ОКТЯБРЯ 2006, № 172 (2022)