И, проиграв, поймет…

Глядя на игру СКА в нынешнем сезоне, все чаще вспоминаются строчки великого польского поэта Адама Мицкевича:

Тот жаркой схваткою не скоро увлечется,
Кто, видя в Фабии образчик полководца,
На месте топчется, не движется вперед…

Для тех, кто уже забыл уроки истории в 5-м классе школы, напомню: Квинт Фабий Максим – знаменитый римский полководец. Когда Ганнибал пошел войной на Рим, то Фабий не стал принимать решительного сражения, а, выражаясь современным спортивным языком, стал «выманивать противника на свою территорию» и «набирать очки в контратаках». И хотя история воздает Фабию должное за вклад победы над Карфагеном, тем не менее все лавры победителя Ганнибала достались Публию Корнелию Сципиону Африканскому, который выиграл решающее сражение…

Мне уже приходилось писать о той странной метаморфозе, которая происходила с выдающимися нападающими, когда они становились тренерами, – живые легенды словно забывали о своей спортивной молодости. Так было с выдающимся футболистом Валерием Лобановским и с нынешним наставником СКА Борисом Михайловым.

Возможно, самый результативный нападающий хоккейных чемпионатов СССР и сборной страны с тренерской скамейки не видел игроков, способных сравниться с ним по таланту и с кем в руководимых им командах можно было бы строить игру, подобную той, которая и принесла Михайлову лавры. А может быть, давило на него руководство клубов, ожидавшее от тренера и в клубе таких же результатов, как и в возглавлявшихся им сборных России. И сугубо закрытая игра предохраняла, по крайней мере, от явных провалов.

Ладно, в прежние годы можно было ссылаться на то, что у СКА не хватает средств на игроков калибра Максима Сушинского. Но вот в нынешнем сезоне и «богатый дядюшка «Газпром» у СКА вдруг объявился, и Сушинского на блюдечке преподнес. И что с того радости? Состав первого звена («первое» – это где Сушинский) тасуется почти как колода карт, а сам Максим в 16 сыгранных матчах забросил всего лишь три шайбы. Впрочем, на его счету 10 результативных передач. Однако диспетчерские функции в своем звене – отнюдь не главная функция крайнего нападающего.

И вообще, сколь ни странно это звучит, СКА играет так, как ему позволяет соперник. Отсиживается в основном в обороне – тогда армейцы словно вспоминают о своем атакующем потенциале и побеждают. Подчас даже крупно – как в двух домашних матчах с аутсайдерами: с «Крыльями Советов» 6:2 и с «Амуром» 4:1. Но даже в этих матчах оборона СКА допускала досадные ошибки. И счастье, что соперник не наказал. А если наказывает? Тогда, казалось бы, выигранный гостевой матч против «Салавата Юлаева», где СКА вел 2:0 и уфимцы даже сменили вратаря, оборачивается фиаско в виде пропущенных четырех безответных шайб…Похоже все-таки, что проблемы СКА, после 17 игр с 22 очками занимающего 13-е место, не в психологии, на что любит ссылаться Борис Петрович. А в том, что тренеру до сих пор не удалось найти оптимальную модель игры команды.

БОРИС ОСЬКИН

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 26 ОКТЯБРЯ 2006, № 177 (2027)