Театральный маршрут: Петербург – Будапешт

А этом сезоне любимый петербургской публикой театр Музыкальной комедии стоит на пороге перемен. Подробности «Парламентской газете» рассказывает директор театра Юрий Шварцкопф.

– Расскажите поподробнее, что в настоящий момент происходит в театре? Известно, что у вас в планах совместная работа со знаменитым театром оперетты в Будапеште.

– Первый проект с Будапештским театром – это спектакль «Веселая вдова» Легара, премьера которого состоится 5 ноября. Это не только одна из известнейших оперетт мастера, но по существу – жемчужина всей австро-венгерской оперетты. Проект интересен тем, что впервые спектакль перенесен на нашу сцену целиком. Мы купили в Будапеште костюмы и декорации... Взяли всю постановочную бригаду: режиссера с его помощниками, и балетмейстера, и художника по свету, и машиниста сцены, и костюмеров….

С другой стороны, в спектакле заняты петербургские, очень хорошие, сильные актеры. А плюс к ним в нескольких январских спектаклях одну из ведущих ролей сыграет актриса, приглашенная из Будапешта. Благодаря чему станет ясно, что такое сегодняшний венгерский опереточный театр и какой должна быть настоящая актриса, идеально существующая в этом специфическом жанре. Я видел эту женщину в двух спектаклях в Будапеште. Уникально. Она может сделать все.

– Вам как директору с чем приходится бороться в театре в первую очередь?

– Нужно понимать, что сегодня российский театр требует высококлассных профессионалов. Российский, русский театр, особенно в последние времена, занял очень удобную для себя нишу: мы всегда, везде и всем говорим, что театр – бедный. Он действительно бедный. Но мы ничего не делаем для того, чтобы театр стал интересен зрителю. Зачастую находимся не в форме. В среднем в любой труппе работает всего 20–30 процентов по-настоящему дееспособных артистов. Этого мало. Мы должны понимать, что никто нам эту форму не сделает. Необходимо поддерживать самостоятельно, как это делают артисты на Западе.

Кроме того, например, всем звездам Мариинского театра государство дает концертмейстера бесплатно. На Западе работают по-другому. Назначили артиста на роль – он идет к концертмейстеру и за собственные деньги проводит репетиции. Нам государство предоставляет такую возможность бесплатно. При этом мы умудряемся говорить: «Мы нищие». А может, просто работать не хотим? Нам это удобно. Искать дополнительные заработки, ездить на десятки халтур…

Первая моя задача – помочь господам артистам быть в форме. В наш театр привлекаются педагоги по вокалу, укрепляется группа концертмейстеров. Приглашаемые дирижеры, режиссеры – это как связь с новым партнером, новое знакомство, совершенно иные ощущения. Нужно избавляться от штампов и искать что-то взамен. А то мы как пели 20 лет назад «Сильву», так до сих пор ее и поем. Уже никто никого не любит! А зритель-то все видит… Нельзя выходить на сцену, не любя друг друга. Когда-то именно взаимоотношениями – любовью на сцене – славился петербургский театр. Но сейчас порой получается, что мы поем о любви, глядя в кулисы, или размышляя про себя о том, как бы успеть на следующую работу.

– Не мрачновата картина?

– Я просто знаю, о чем говорю. Чтобы исправить положение, мы будем много работать. Иначе никак. На этом пути, конечно, будут удачи и поражения. Но иначе не вырваться из сложившейся ситуации. Поэтому, возвращаясь к вопросу о будущем театра, я надеюсь, что наш эксперимент – «Веселая вдова» – будет принят зрителями. Я в это верю. В любом случае, это наш первый шаг в большом сотрудничестве с Будапештским театром оперетты.

– Известно, что в феврале в Муз-комедии будут ставить «Баядеру»…

– Над этим спектаклем также будет работать совместная российско-венгерская постановочная бригада. Художник по костюмам – с венгерской стороны, а по декорациям – с российской. Хормейстер – наш, музыкальный руководитель – тоже. По поводу балетмейстера еще думаем. Премьера намечена на начало апреля. Мы договорились с Будапештским театром о том, что после того, как сыграем премьеру «Баядеры» в Петербурге, спектакль будет идти на сцене Музкомедии полгода, до июня. Затем мы на полгода отдаем декорации в Венгрию, и они уже будут переносить наш спектакль на свою сцену. Взамен мы получим от венгров декорации другой постановки, которая будет идти в те шесть месяцев, пока наш спектакль играется в Будапештском театре оперетты. Не удивляйтесь. Даже самый богатый в мире театр «Метрополитен Опера» делает совместные спектакли с нашим Мариинским. Это нормально, когда два театра вкладываются в одну декорацию. Сегодня даже богатые театры так живут. А мы – просто обязаны так делать.

Сразу после «Баядеры» молодой режиссер Будапештского театра оперетты перенесет на нашу малую сцену спектакль «Баронесса Лили». Это будет действо камерного формата, на девять артистов, под фортепиано. А еще мы будем также ставить «Сильву», тем более что следующий год – юбилейный год Кальмана, 125 лет. Вот наши планы на сезон, связанные с Будапештским театром оперетты. Главное – впервые наш театр получит практику обмена спектаклями.

– А в целом какой сезон предстоит театру Музыкальной комедии?

– Если в прошлом году мы ставили смелые эксперименты (спектакли «Синяя борода», «Мечты о танго»), то нынешний будет полностью посвящен классической оперетте. И в параллели начинаем работу над мюзиклом «Чикаго». Его мы будем переносить из Загребского театра комедии.

Несколько слов о предстоящей премьере мы попросили сказать и самого режиссера спектакля «Веселая вдова» Миклоша Синетара.

– Вы не первый раз ставите «Веселую вдову». Чем петербургский театр отличается от всех остальных?

– Каких-то кардинальных отличий нет. Другие актеры, которые создают других персонажей, другие характеры. Но сама суть сохранена. Когда я ставил «Веселую вдову» в Будапеште, это был очень успешный спектакль, который шел в течение десяти лет. Он был на гастролях в Германии, Италии, три раза в Японии…

– Оперетта – очень не характерный для Японии жанр. Вас там хорошо принимали?

– То, что нас звали в эту страну неоднократно, уже о многом говорит. В разных городах мы сыграли более 80 спектаклей. А когда мы приехали впервые, наши спектакли оказались для них чем-то совершенно новым. Японцам очень понравилась оперетта.

– Как вам петербургские артисты? Вы довольны ими?

– Они очень талантливые люди. У петербуржцев есть все: замечательные голоса, они чрезвычайно пластичны, хорошо танцуют, создают невероятные характеры.

– Волнуетесь перед премьерой?

– Я всегда волнуюсь, потому что даже в последний момент может что-то произойти. Мне приходилось много снимать кино, и считаю, что в каком-то смысле это более спокойное занятие. Потому что после того, как фильм снят, ничего произойти уже не может. Он записан на пленку. С театром совсем другая история. Здесь можно ожидать чего угодно. Не последнюю роль в создании спектакля играет публика. От нее многое зависит в опереточном жанре, который ориентирован на прямой контакт со зрителем. Я всегда на репетициях повторяю своим артистам: «У вас есть два партнера: один – тот, что стоит напротив, на сцене. Второй – тот, что сидит в зале».

КАТЕРИНА ПАВЛЮЧЕНКО

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 2 ноября 2006, №182 (2032)