О «самом честном и смышленом»

«Служение Отечеству: события и имена». Так называется одна из программ Центра Национальной Славы России (ЦНСР). В ее рамках в течение 2005 и 2006 годов в Петербурге и Ленинградской области были проведены мероприятия по увековечиванию памяти барона Александра Людвиговича Штиглица, чью жизнь император Александр III назвал «подвигом просвещенной благотворительности». Важнейшими, знаковыми событиями стали реставрация Свято-Троицкой церкви в Ивангороде, стоящей у самой границы с Эстонией, и фактическое возвращение имени барона петербургскому училищу технического рисования в Соляном переулке, основанному Александром Людвиговичем Штиглицем.

Следующий герой поистине патриотической программы ЦНСР – Федор Алексеевич Головин.

Среди тех, кого принято называть «птенцами гнезда Петрова», фамилия Головина вспоминается далеко не сразу, если вообще вспоминается. На слуху Меншиков, Апраксин, Шереметев, Голицын, Головкин, но никак не Головин. А дело-то все в том, что Федор Алексеевич умер слишком рано. В 1706 году, то есть двести лет назад. Но не эта круглая дата стала причиной увековечивания память этого человека, а вся деятельность Головина, подчиненная интересам Родины.

Государственный канцлер, генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал, президент Посольских дел, начальник Военно-Морского приказа, глава Оружейной, Золотой и Серебряной палат, управляющий Монетным двором…

И это лишь часть обязанностей, которые взвалил на плечи Головина Петр I. Некоторые историки полагают, что Петербург своим появлением на свет обязан в первую очередь не Петру Алексеевичу Романову, а Федору Алексеевичу Головину. Будто бы крупную крепость в устье Невы предложил заложить именно он. Для того чтобы разъединить шведские войска, прервав их сообщение.

Хороший повод окунуться в историю и попытаться логическим путем либо доказать эту версию, либо отказаться от нее, заодно вспомнив человека, достойного памяти потомков.

Первое мероприятие, посвященное увековечиванию памяти Головина, состоялось в петербургском Морском корпусе имени Петра Великого. Здесь сначала прошло заседание Попечительского совета ЦНСР, в который входят министр иностранных дел России Сергей Лавров, главком ВМФ РФ Владимир Масорин, российский министр культуры Александр Соколов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и ряд других высокопоставленных лиц, а затем в Орденском Андреевском соборе прошло торжественное богослужение памяти Головина.

Этот собор выбран неслучайно, поскольку Федор Алексеевич был первым кавалером ордена Андрея Первозванного. Уже есть решение, что в будущем году рядом с Андреевским собором появится памятник.

Но Петербург не будет единственным городом, в котором вспомнят добром государственного деятеля петровской эпохи. Масштабу личности должен соответствовать и масштаб проводимых мероприятий.В Ленинградской области есть Шлиссельбургская крепость. Одна из крепостных башен, с которой, кстати говоря, открывается неповторимый вид на Неву и на Ладожское озеро, называется Головинской, в честь Федора Алексеевича Головина. Она нуждается во внимании как памятник истории и культуры. На нее, а может быть, и на всю крепость, будет обязательно обращено внимание.

Памятные торжества состоятся в городах, с которыми связаны жизнь и деятельность Головина. Это в первую очередь Омск, Хабаровск и Тобольск, где в 1650 году родился Федор Головин.-Английский посланник в России Чарльз Витворт триста лет назад в одном из писем в Лондон упоминал Головина как «самого честного и самого смышленого человека во всей России».

Вспомнить сегодня человека с такой характеристикой – обязанность тех, кто желает строить сильную Россию.

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ СОБ. КОРР., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 9 ноября 2006, № 185—186 (2035—2036)