Черная метка питерскому контрафакту

Парламентская газета» продолжает освещать тему борьбы с контрафактной продукцией, которая «бьет» в основном по самым незащищенным слоям населения – подросткам и молодежи.

«Вот уже на протяжении двадцати лет я вижу в магазинах свои пластинки, которые никогда в жизни не выпускал». Такое заявление сделал народный артист России Михаил Боярский на форуме «Защита авторского и смежных прав в сфере интеллектуальной собственности», который состоялся 23 ноября в Северной столице. Организатором мероприятия выступил Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Санкт-Петербурга. Впрочем, на этот раз Дом актера собрал под своими сводами не только творческую интеллигенцию города. Проблемы контра-факта на питерском рынке аудиовизуальной продукции обсуждали вице-губернатор Сергей Тарасов, начальник УБЭП ГУВД Сергей Сто-роженко, представители некоммерческих партнерств «ОКО» и РАПО, сотрудники Роспотребнадзора, комитетов и ведомств.

И все же вступительное слово решили предоставить именно тем, кого, по словам Михаила Боярского, «как будто бы не существует».

– Если пересчитать все деньги, которые я потерял от незаконной продажи моих дисков и пластинок, можно попросту умереть от жадности, – откровенно признался он. Однако кое-какие подсчеты народный артист все же произвел: оказывается, на «левом» тиражировании одного только диска исполнитель теряет до 70 тысяч долларов. Есть о чем задуматься…

К сожалению, «задуматься» вынудила только перспектива вступления России в ВТО. Именно тогда «цивилизованный мир» вздрогнул от российского «варварства» и выдвинул перед нами ряд условий и оговорок. В их числе было обязательное требование наведения порядка в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

Вопрос, кому выгодно производить пиратскую продукцию, даже не ставится. По словам начальника УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергея Сто-роженко, если пиратская кассета стоит 100 рублей, то на все «технические стороны» вопроса, например взятки, производитель тратит всего лишь 8 рублей. Не трудно высчитать прибыль мошенников и денежные потери звезд кино и эстрады.

И все же российских творцов «кидают» не только мелкие челноки, «качающие» фильмы и музыку из Интернета или прячущие камеру в сумраке зрительного зала.

Так, режиссер Дмитрий Месхиев поделился с участниками форума своими претензиями в адрес крупной сети «Союз», которая, по его словам, не выплатила ему ни копейки за регулярные трансляции по телевидению фильма «Женская собственность».

Может быть, поэтому часть современных звезд предпочитает «творчески реализовываться» на Западе. А некоторые из принципа вообще полностью прекратили выпуск продукции. К примеру, композитор Юрий Антонов наложил вето на свою деятельность и перестал писать песни, зная, что на завтрашний день все его записи появятся на Горбушке… Практически только НП «ОКО» делает сегодня первые попытки, чтобы изменить ситуацию.

Однако мало кто знает, что культурная столица не только не отстает от Первопрестольной, но и перегоняет ее. Да-да, наш город славится самым высоким в России уровнем пиратства в области аудиовизуальной продукции, который в начале 2006 году составил 90% от общего оборота.

– Поэтому от слов и понимания нам пора перейти к действиям, – заявил участникам питерского форума вице-губернатор Сергей Тарасов.

Однако действия затруднены одним серьезным обстоятельством: в победе над сим «уродливым явлением» абсолютно не заинтересован среднестатистический потребитель, вынужденный покупать все, что дешевле.

Помимо нареканий на качество записи на контрафактных дисках, в результате хранения дома носителей, изготовленных из токсического материала, могут возникать и серьезные проблемы со здоровьем. По итогам проверок Росторгинспекции выяснилось, что сырье, используемое для производства всевозможных CD, DVD-дисков абсолютно не соответствует минимальным требованиям безопасности… Этим с недавних пор всерьез заинтересовались и представители государственных ведомств, и врачи. Ведь повседневное использование токсичных оптических носителей может вызвать самые опасные заболевания, вплоть до онкологических. Вспомним, что из десяти экземпляров аудиовизуальной продукции девять – контрафактные, и вопрос о наносимом вреде здоровью молодежи и подростков уже не покажется надуманным. Как заметил в конце сентября на пресс-конференции председатель комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников, если речь идет о жизни и здоровье человека, то очень важно обеспечить защиту от контрафакта. И здесь меры должны быть строгими – вплоть до лишения лицензии, конфискации товара, закрытия организации, распространяющей контрафакт, как юр-лица…

Бороться со злом можно по-разному. Одно время поклонники Юрия Шевчука ходили с бейсбольными битами и крушили на своем пути музыкальные павильоны с пиратскими записями своего кумира. Однако погромы и показательные наезды бульдозера на горы конфискованной продукции помогали мало. Уцелевший конфискат возвращался владельцам, место лотков заняли солидные магазины, которые также не брезговали приторговывать «левой» продукцией, которая внешним видом и качеством почти не отличалась от легальных носителей. Попробуй найди десять отличий… Достаточно вспомнить нашумевшее дело с сетью, работавшей под брендом «505».

В апреле 2006 года, после проведения совещания с участием губернатора Валентины Матвиенко, в Петербурге был сформирован штаб по борьбе контрафактной продукцией. В него вошли эксперты торгово-промышленных палат и эксперты-криминалисты. О том, что есть реальные результаты в борьбе с контра-фактом, которые выражаются в увеличении реализации легальной продукции, заявляли правообладатели. Для них это более важно, чем непосредственно преследование мошенников. Но работы судам значительно прибавилось.

Так, по словам Сергея Стороженко, за десять месяцев этого года было возбуждено в два раза больше уголовных дел в сфере интеллектуальной собственности по сравнению с прошлым… Цифры силовиков заставляют обратить на себя внимание. Особенно если сравнить 129 возбужденных уголовных дел текущего периода с 6 уголовными делами 2004 года, из которых до суда дошли только 3.

Однако сила «противодействия» все же равна силе «действия». Огромный камень в огород оптимистической отчетности УБЭПа запустили представители Роспотребнадзо-ра, заявив, что ситуация с контра-фактом на питерском рынке остается практически на том же уровне, что и год назад. Так, в ходе проверки розничной реализации аудиовизуальной продукции сотрудниками этой службы были зафиксированы значительные нарушения в 116 случаях из…117. То есть в 99 процентах. Впрочем, директора печально известного рынка «Юнона» господина Николая Можейко все же привлекли к административной ответственности и оштрафовали в суде на… 300 рублей! Но, судя по настроению борцов с контрафактом, этим дело не ограничится. В ближайшее время будут тщательно проверены торговые точки на городских оптовых рынках, включая все ту же «Юнону».

Радует и тот факт, что начинания чиновников поддержали все крупнейшие сети музыкальных магазинов. Остались в прошлом «безразмерные» MP-3 и многочасовые DVD. Подобную продукцию теперь не встретишь на прилавках приличных магазинов, что вызвало немало разочарований любителей «суточных» домашних сеансов. Таким образом, по заявлению представителей РАПО, контрафактная продукция постепенно уходит из большой торговли, но оседает в подземных переходах и на рынках. Безусловно, бороться с мелкими продавцами фальшивок намного труднее, чем с широко рекламирующими себя торговыми сетями. Тем не менее в Северной столице решено планомерно проводить работу по выявлению торговцев фальшивой продукцией.

Еще полтора года назад петербуржец, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ публично заявлял, что проблема борьбы с контрафактом в России должна решаться комплексно: принятием законодательных актов; мер, стимулирующих производителей; совершенствованием контрольно-надзорной системы. По его словам, только объединив эти меры в один кулак в виде национальной программы, можно добиться результата, что реально позволит снизить уровень контрафактной продукции в России до 6–9%.

8 ноября 2006 года Госдума приняла во втором чтении четвертую часть Гражданского кодекса РФ, регламентирующую правоотношения в сфере интеллектуальной собственности. В декабре этого года будет закончено третье чтение «Интеллектуального кодекса», который, по словам законодателей, охватывает практически все сферы интеллектуальной деятельности. Правда, вне внимания депутатов пока остается вопрос нанесения вреда, которому подвергается здоровье потребителей. Не прозвучала эта тема и на прошедшем форуме. В России еще не привилась практика возбуждения уголовных дел по факту изготовления токсичной аудиовизуальной продукции, которая не отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей и потому должна подпадать под действие ст. 238 УК РФ.

А возможно, тогда бы у дисковых «пиратов» поубавилось желания жить «чужими мозгами».

АЛЛА СЕРОВА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 30 ноября 2006, № 200 (2050)