«Кормчие» ушли в плавание

«Кормчие России. Адмиралтейские Верфи в трех веках: судьбы и решения на переломе эпохи». Возможно кому-то такое название покажется слишком длинным и помпезным, но, посмотрев два толстенных, роскошно иллюстрированных тома по тысяче с лишним страниц каждый, понимаешь – оно соответствует содержанию. Особо ценно, что летопись трехвековой истории одного из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга не ограничилась перечислением построенных кораблей и биографий директоров и конструкторов «Адмиралтейских Верфей». Героями книги стали также государственные деятели и флотоводцы, чьи решения определяли курс предприятия.

Судьбы создателей российского флота – от императора Петра Великого до нынешнего директора «Верфей» Владимира Александрова – показаны в контексте истории государства, что позволяет отразить особую роль судостроения в жизни страны. Не секрет, что, когда Россия становилась подлинной империей, развитие судостроения входило в число ее главных целей, а «Адмиралтейские Верфи» – первый государственный судостроительный завод – часто шел впереди всех.

При этом особенно важно, что в приуроченном к юбилею издании нет свойственного подобным книгам приукрашивания прошлого, отчего герои – будь то люди или корабли – встают перед нами, со всеми своими достоинствами и слабостями. Например, брат императора Александра II великий князь Константин Николаевич – человек удивительной энергии и работоспособности. Он сыграл важную роль в подготовке отмены крепостного права, создал буквально на пустом месте третий в мире паровой броненосный флот и немало сделал для улучшения службы моряков… Но не брезговал использовать близость к вершинам власти для удачных спекуляций железнодорожными акциями и оказался крайне слабым администратором, при котором Россия лишилась Аляски и едва не потеряла Польшу… Читателям «Кормчих России» будет о чем поразмышлять, и жаль, что небольшой тираж пока позволяет заглянуть в эту незаурядную книгу лишь немногим.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 21 декабря  2006, № 214—215 (2064-2065)