Крупный налогоплательщик Петербурга вливается в «Транснефть»

В начале этой недели президент России Владимир Путин подписал указ «Об открытом акционерном обществе «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», в котором предписывает принять предложение Правительства Российской Федерации по объединению двух российских трубопроводных «гигантов» – ОАО «АК «Транснефтепродукт» (ТНП) и ОАО «АК «Транснефть». Из документа следует, что данное преобразование производится «с целью формирования единой системы транспортировки нефти и продуктов её переработки трубопроводным транспортом, а также защиты экономических интересов Российской Федерации». Слияние должно произойти в течение ближайших пяти месяцев путём приватизации «ТНП» и внесения его акций (100% которых принадлежит государству) в уставной капитал «Транснефти» (75% государственных акций). Доля государства в будущей объединённой компании по-прежнему должна составить 75% плюс 1 акция.

Напомним, что впервые проект объединения двух компаний был предложен ещё три года назад. К его обсуждению вернулись в мае 2006 года, а уже через десять месяцев премьер-министром Михаилом Фрадковым в Администрацию президента были направлены конкретные предложения по схеме поглощения «Транснефтепродукта».

По словам представителей двух компаний, первые шаги к преобразованию будут предприняты только после получения официальной документации, пока же рассуждать о плюсах и минусах грядущего объединения можно только теоретически. В качестве положительных сторон предстоящего слияния специалисты отмечают появление возможности концентрировать и перераспределять финансовые и материальные ресурсы для развития наиболее важных транспортных направлений. Потеряет ли при этом Санкт-Петербург крупного налогоплательщика (по некоторым данным, налоговые отчисления ТНП в бюджет нашего города составляли примерно 20 миллионов долларов ежегодно) или нет, станет ясно в ближайшее время.

Похоже, что самим «виновникам торжества» предстоящее объединение ещё предстоит хорошо осмыслить. Во всяком случае, ещё на прошлой неделе вице-президент АК «Транснефть» Сергей Григорьев заявлял, что его организация не стремится к слиянию с ТНП, однако «если такое решение будет принято, то компания его будет выполнять». Данный комментарий практически процитировал корреспонденту «Парламентской газеты» и начальник пресс-службы «Танснефтепро-дукта» Александр Дружин, заявив примерно следующее: «Мы, несомненно, выполним решение нашего акционера – государства. Но поскольку подписанный указ в первую очередь касается «Транснефти», то решение всех важнейших вопросов, будь то налоги или организационные вопросы, останутся за ними. С них и спрашивайте».

Впрочем, представители «Транснефти» также пока воздерживаются от развёрнутых комментариев. Известно лишь, что дальнейший план действий по слиянию эта компания собирается выработать совместно с Минпромэнерго. К выполнению конкретных действий «Транснефть» намеревается приступить только после получения соответствующих официальных документов.

Для справки: компания ОАО АК «Транснефть» была создана в 1993 году. Является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранс-нефть) Миннефтепрома СССР и объединяет все магистральные нефтепроводы России. Основное направление деятельности: перекачка, координация и управление транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам на нефтеперерабатывающие предприятия России и за её пределы. Уставный капитал АК «Транснефть» составляет 6 219 502 рубля. В настоящее время компанию возглавляет президент, председатель правления, член совета директоров ОАО «АК Транснефть» Семен Вайншток.

Что же касается компании ОАО «АК Транснефтепродукт», то она была создана в 1993 году. Включена в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ. Основными видами деятельности являются координация и управление транспортировкой нефтепродуктов. Уставный капитал компании составляет 1 263 952 668 рублей. В состав АК «Транснефтепродукт» входят 10 транспортирующих предприятий, в том числе восемь российских и два на территории Украины и Белоруссии. В настоящее время компанию возглавляет президент Сергей Маслов.

Алла СЕРОВА

Комментарий:

ЕВГЕНИЙ ГАЛИЧАНИН
ЧЛЕН ФРАКЦИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ЧЛЕН КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ:
– Естественно, во всех преобразованиях есть свои плюсы и минусы. С точки зрения государственного управления и экономики объединение ОАО «АК «Транснефтепродукт» и ОАО «АК «Транснефть» – стратегически верный ход. Ведь в данном случае речь идет о государственной инфраструктуре, поэтому я считаю, что дробить здесь изначально было нечего. А вот с точки зрения владения и эксплуатации единой компании могут появиться финансовые и организационные вопросы. Но это всё период реформирования, который быстро закончится.

19 АПРЕЛЯ 2007, № 55 (2123)