На войне как на войне

Сборник чеченских очерков военного журналиста вышел после его сборника военной прозы, но менее интересным от этого не стал.

Читать книги Владислава Шурыгина лучше в порядке, обратном их появлению в книжных магазинах. Сперва публицистику, собранную в «Реквиеме по шестой роте», и уж затем переосмысление увиденного в «Письмах мёртвого капитана». Но коли книги вышли в обратном порядке, могу лишь посоветовать раскрыть их именно так. Сравнив очерки с рассказами из «Писем мёртвого капитана», получите двойное удовольствие. И от самого чтения, и следя, как бойкое журналистское перо превращается в кисть художника слова.

Читая «Письма мёртвого капитана» это видишь особенно чётко, даже сравнивая два последних, на самом деле ранних, рассказа с шестью поставленными впереди, но написанными позже. Если не знать, что все герои списаны с натуры или как минимум имеют реальных прототипов, порой кажется, что действие перенесено в какой-то иной жуткий мир. Там командир по кличке Эльф ведёт по горам забытый танк давно покинувшего фронт полка. На солдат охотится выскочивший из ниоткуда чудовищный пёс, рядом с которым должна робко поджать хвост даже собака Баскервилей. Сын якутского шамана, снайпер с африканским прозвищем Великий Мганга, безошибочно определяет, кто из однополчан погибнет и что чувствует выживший, но не сумевший вытравить войну из души.

Солдатские радости и беды участник боевых действий познал на собственной, не раз простреленной шкуре. Как-никак, Шурыгин побывал в Афганистане, Югославии, Абхазии, Приднестровье и ещё бог знает где, а уж про знакомства в разных армейских кругах и в спецслужбах и говорить нечего.

Поэтому пишет со знанием дела. Прочтя «Реквием», понимаешь, почему на Ми-8 сажают самых опытных вертолётчиков, узнаёшь за что 19-ю мотострелковую дивизию зовут «Неугомонной», 166-ю мотострелковую бригаду – «Железной», а 901-й десантно-штурмовой батальон – «Непромокаемым»; начинаешь видеть систему в кажется беспорядочном размещении бойцов на корпусе бронетранспортёра, удивляешься хитроумным методам, придуманным боевиками для защиты от обстрела вакуумными снарядам. И восхищаешься подвигом русского солдата, уже который век не отступающего и побеждающего несмотря ни на что.

Павел КОВРИГИН

26 АПРЕЛЯ 2007, № 59 (2127)