Тайна убийства Старовойтовой

<z>От скинов до спикера</z>
На прошлой неделе наши орлы-сыщики в очередной раз гордо сообщили о задержании подозреваемых в убийстве депутата Государственной думы Галины Старовойтовой. За последние годы таких сногсшибательных заявлений мы слышали уже добрый десяток, а количество задержанных киллеров приближается почти что к сотне. Тем не менее следствие продолжает топтаться на месте. Почти все «убивцы» отпущены с миром, и каждая новая версия выглядит еще глупее, чем предыдущие. Например, недавно в одной очень «осведомленной» газете, давно и старательно служащей сливным бачком для питерского РУБОПа, почтеннейшей публике сообщили о страшных киллерах Мусине и Стехновском. Повод? Оба злодея состояли в карликовой националистической партии, а значит, были просто обязаны пристрелить Галину Васильевну по идейным соображениям. И хотя на основании эдакой системы доказательств можно тащить в кутузку, наверное, не менее чем половину петербуржцев, авторам это откровенно по барабану! Впрочем, на то они и сливные бачки, чтобы без лишних вопросов принимать все, что хозяин спустит.
Однако заменить мозги подобная безропотность, увы, не может. Туфта, выданная журналистами-расследователями, оказалась столь топорной, что вскоре ее заменила новая сказка. На этот раз в роли главных злодеев оказалась группа во главе с неким Колчиным, ранее якобы служившим в Главном разведывательном управлении. С какой целью банда расправилась с беззащитной женщиной – непонятно, но утверждается, что кто-то даже уже сознался – чему я охотно верю. У нас, как правило, признаются во всем: от работы на уругвайскую разведку до попытки изнасилования Новодворской.
Тем не менее в данном случае попытка спихнуть все на злобных русских фашистов, пусть даже и связанных со спецслужбами, скорее всего, провалится. Напиться и запинать вдесятером одного азербайджанского торговца арбузами наши «патриоты» еще могут. Но чтобы узнать, когда объект с чемоданом долларов прилетит ночью из Москвы, отследить до парадной, профессионально завалить из пистолета-пулемета и грамотно уйти... Для этого нужны люди несколько иного типа, чем бородатые дедушки-монархисты и скины с двумя параллельными извилинами.
Еще смешнее выглядит распространяемая друзьями покойной сплетня о причастности к убийству спикера Государственной думы Геннадия Селезнева. Якобы тот очень боялся, что не сумеет пройти в Думу по старовойтовскому округу, ну и заказал ее банде Шутова. Это тишайший-то Геннадий Николаевич, без свистка из Кремля и пикнуть не смеющий, – пойдет убийство заказывать?! Да и зачем? Ведь сам-то спикер все равно пошел в Думу по партийному списку и 209-й округ ему был нужен не более, чем рыбе зонтик!
<z>«Ритуальная жертва»</z>
Но если Старовойтова никак не могла путаться под ногами у Селезнева, это совсем не значит, что она не мешала другим политикам. Мешала, и еще как! Но почему-то почти исключительно соратникам по демократическому движению.
Вспомним обстановку, сложившуюся в городе перед выборами в Законодательное собрание второго созыва. Организации, впоследствии создавшие СПС, объединились в блок «Согласие», покровителем и спонсором которого считался Анатолий Чубайс. Предполагалось, что все петербургские демократы, поддерживающие режим, объединятся именно в рядах данного блока, тогда как либералы оппозиционного толка предпочтут привычное «Яблоко».
Однако Галина Васильевна с ее неуемными амбициями путала все карты. Создав свой собственный блок «Северная столица», она категорически не желала ни с кем объединяться и, что хуже всего, сумела получить определенную поддержку в Москве. Первый зам руководителя аппарата правительства Сергей Васильев активно участвовал в создании «Северной столицы» и, по некоторым данным, даже являлся ее главным казначеем. Согласно другим сведениям, немалую финансовую подпитку «Северная столица» получила с жаркого юга. В Чечне, Ингушетии и Армении весьма ценили роль Старовойтовой в борьбе с происками Кремля и были весьма заинтересованы в повышении ее статуса. А значит, и появление в Законодательном собрании старовойтовской фракции было им очень кстати…
Так или иначе, деньги в «Северную столицу» пошли огромные. Зачастую ее рекламная кампания со стотысячной еженедельной газетой и регулярной телепередачей выглядела даже более роскошной, чем у «Согласия» и «Яблока». Ко дню выборов в большей части округов неминуемо оказывалось, как минимум, 2–3 демократических кандидата почти равной весовой категории. С учетом работающих на том же поле сторонников Болдырева, выборы могли стать для городских либералов натуральной Цусимой. Мало того, отсутствовали какие-либо гарантии, что Старовойтова, подобно лидерам прочих карликовых демократических партий, на грядущих через год думских выборах опять не пустит свой список параллельно с чубайсовским, утопив его, как в 1995-м.
Смерть Галины Васильевны позволяла решить проблему ее политических амбиций окончательно и необратимо. Более того, всякие Боровые, Хакамады и Салье явно должны были понять намек и умерить свои неуемные претензии. Наконец, реально потерявшая большую часть популярности, но сохранявшая остатки ореола «демократки первого призыва» и «соратницы Сахарова», Старовойтова в качестве практического политика была скорее вредна, но как мученица, скрепляющая своей кровью единство соратников, чрезвычайно полезна... И в ночь с 20 на 21 ноября 1998 года в парадной дома №91 по каналу Грибоедова прозвучали выстрелы.
<z>Клятвы на крови</z>
Потом были слезы, цветы, пышные похороны и долгое выяснение судьбы якобы исчезнувшего из рук покойной чемодана с 900 тысячами долларов. На кладбище особенно запомнился Анатолий Борисович Чубайс, клявшийся отомстить за смерть боевой подруги с темпераментом братка, у которого конкуренты только что спалили «подшефный» ларек. Но за слезами и клятвами как-то забылось, что именно после похорон процесс единения прокремлевских демократов пошел семимильными шагами. Сперва растворилась в «Согласии» «Северная столица», затем слились в Союз Правых сил безропотно расставшиеся с независимостью Хакамада с Салье... Когда же группа эспээсовцев, польстившись на деньги Березовского, решила покинуть родной союз – ответ последовал незамедлительно. Лидер и казначей раскольников, депутат Государственной думы Владимир Головлев был застрелен неподалеку от собственного дома, после чего созданная им «Либеральная Россия» начала разваливаться на глазах. И хотя людей, направивших руку убийцы, как и в истории со Старовойтовой, никогда не найдут, выигрывают от случившегося совершенно определенные граждане. Те самые, что в дни кризиса октября 93-го сумели сформировать в охваченной хаосом Москве до зубов вооруженные отряды боевиков и, купив на корню колеблющихся генералов, раздолбать Верховный Совет прямой наводкой. В то время как Руцкие, Макашовы и прочие усатые патриоты, которых эти «мальчики в розовых штанишках» в два дня размазали по асфальту, лишь бессильно лепетали, что не выпустили из своих ржавых автоматиков ни единой пульки.