Маршрутный беспредел

<z>«Рога и копыта транс»</z>
Когда год назад городские власти попытались ввести в маршрутках кассовые аппараты, то в вое, поднятом владельцами извозных предприятий, особо выделялись жалобы на низкие доходы. Дескать, они возят чуть ли не из альтруизма, в убыток себе. Поверить в такое так же легко, как и в тигра-вегетарианца. В самом деле, почему же тогда этим бизнесом сегодня не занимается только ленивый? В одном ряду с крупными фирмами стоит множество мелких и совсем микроскопических. Вот о них-то и пойдет речь, поскольку именно мелкота работает на «вспомогательных» направлениях.
Многие из этих предприятий организованы весьма своеобразно. Фирма имеет всего несколько собственных машин, при этом заключает договоры с владельцами частных микроавтобусов. Откройте любую рекламную газету – обязательно наткнетесь на объявления типа «ищу водителя со своим микроавтобусом». Понятно, что этот водитель будет не картошку с дачи возить. Он будет возить пассажиров, как картошку. Приглядитесь к проезжающим маршруткам. Одни из них, особенно на больших магистралях, стильно «заделаны», других выделяет из общего потока только табличка с номером. Это они и есть.
<z>Небо вместо крыши</z>
В принципе, такое предприятие может представлять из себя лишь офис с несколькими сидящими в нем гражданами и небольшим гаражом, в котором стоят те самые несколько машин. Они, кстати, могут и вовсе не выезжать на линию. Все делают наемники. И вот с ними-то больше всего проблем.
В нормальном автопредприятии есть гараж, где транспортные средства отдыхают в нормальных условиях, окруженные заботой механиков. В нашем случае этого нет и в помине. Большинство наемников для экономии времени ставят машины на ночь под окнами своих домов. При таком раскладе ни о каком централизованном техническом контроле речь не идет. Как сказал корреспонденту матерый таксист: «Такси, и маршрутное в том числе, – это вам не частная «тачка», на которой ездят на работу и обратно. Здесь машина работает на износ и требует постоянного ухода, контроля и профилактики. Если его нет – жди беды». Предполагается, что владельцы автобусов заботятся об этом сами. Но профилактика – это потеря времени, а значит, денег. А потому в действие вступает знаменитое русское «авось пронесет». Как видим, проносит не всегда.
<z>Романс о финансах</z>
О деньгах стоит поговорить особо. Наемники не получают зарплату. Оплата строится по принципу: сдай определенную сумму, все остальное – твое. Сказки о кассовых аппаратах – для малолетних. То есть, порой они имеются. Но кто-нибудь видел, чтобы в маршрутке выдавали билеты? Автор этой статьи, ежедневно пользующийся услугами этого вида транспорта, такого не наблюдал.
Но бог с ними, с кассами. Хуже другое. Шоферы водят свои машины по принципу «улыбнитесь, каскадеры». Правила движения, не говоря уже об осторожности – не для них. Особенно это заметно, когда на отдельных участках значительная часть пути дублируется несколькими маршрутами (например, на Каменноостровском или Светлановском проспектах). Тогда начинаются гонки. Порой – без финиша.
Но это в то время суток, когда клиентов мало. В часы пик все наверняка видели обратную картину: когда маршрутное такси набивается, как бочка с сельдями, сидячими и стоячими пассажирами, что является серьезнейшим нарушением. Корреспонденту «Версии в Питере» все опрошенные водители заявляли, что они, мол, только следуют горячим пожеланиям публики, которая не хочет мерзнуть на улице. Но ведь на то она и публика, чтобы быть несознательной. А шоферы-то знают, что стоячий пассажир при ДТП – это гарантированная травма. Но деньги не пахнут. Поэтому водители маршруток бестрепетной рукой отстегивают штрафы гаишникам. Игра стоит свеч.
<z>Раздолбаи за баранкой</z>
Если нет технического контроля, то о медицинском вообще речи не идет. Автор статьи лично видел, как похмельный водитель маршрутки «поправился» у ларька пивком, бестрепетно сел за баранку и отправился на погрузку. И это, судя по результатам милицейских рейдов, совсем не редкость.
Но дело не только в алкоголе. В нормальных автопредприятиях контролируют и степень усталости водителя. В советское время, к примеру, даже «дальнобоев» заставляли принудительно отдыхать на трассе. В нашем случае – работай, сколько хочешь. Хоть трое суток подряд. Именно подряд, если учесть, что многие «маршрутники» совмещают две, а то и три разных работы. Например на «скорой». Что представляет из себя шофер с хронической усталостью? Примерно то же, что обезьяна с гранатой. «Рвануть» может с любой момент.
Но даже это – еще цветочки. «Ягодки» же состоят в том, что не все владельцы микроавтобусов выезжают на линию сами. Они сдают свои транспортные средства в аренду. По нашим сведениям, так довольно часто поступают различные дилерские фирмы. Стоят у них «микрашки» в ожидании покупателя. Так почему бы им за это время и не «отбить» часть денег? Вот тут-то царит полный беспредел. Нанимая водителей на работу, владельцы автобусов ищут кого подешевле. И находят такое... Рассказывают, что во время недавних массовых проверок бывалые гаишники хватались за голову и заламывали в отчаянии свои полосатые палочки. Отсутствие питерской регистрации и прав категории «D» (разрешающих перевозку пассажиров) казалось уже мелочью. Потому что случалось, у шоферов вообще никаких прав не имелось. Отмечен случай, когда за рулем маршрутного такси находился несовершеннолетний. (Для справки: право на перевозку пассажиров можно получить лишь имея водительский стаж более 5 лет.) Как говорится, война и немцы.
По результатам недавно прошедших проверок приостановлена деятельность шести предприятий. Только вряд ли это что-либо изменит. Характерно, что на прошедшем 18 ноября совещании по безопасности пассажирских перевозок «маршрутные» фирмы прислали не главных лиц, а заместителей. Начальникам было недосуг. Видимо, у них другие дела. Так что нет никакой гарантии, что, погрузившись в маршрутное такси, вы не окажетесь в раздолбанной перегруженной колымаге, которой управляет нетрезвый водитель, не имеющий права перевозить пассажиров. И счастливого вам пути!