Лоцманский сбор в казну Минтранса

<z>Новороссийский эксперимент</z>
Денежная подоплека конфликта, как бы ни пытались ее законспирировать, сомнений не вызывает. Лоцманские сборы за проводку судов составляют весьма внушительные суммы. И, разумеется, там, где чиновник слышит звон монет, частнику нередко приходится туго.
Первым шагом на пути дискриминации негосударственных лоцманских служб стала подготовка и принятие в марте 1999 года Кодекса торгового море-плавания, в частности статей 87 и 88. Предусмотренные в них ограничения фактически поставили негосударственные лоцманские организации в неравные условия с державными лоцманами. Что явно противоречит Конституции РФ, которая, как известно, гарантирует свободу экономической деятельности вне зависимости от форм собственности.
До поры до времени проблема имела латентный характер. АМЛР удерживала лидирующие позиции, обеспечивая более 80% судооборота в портах страны. Начало же открытым притеснениям было положено весной 2000 года, когда начальник Морской администрации порта (МАП) Новороссийск, господин Попов, используя свои полномочия, обязал перечислять лоцманские сборы на счета МАП. Одновременно он запретил негосударственным лоцманам АМЛР проводку судов (говорят, дошло до насилия), и перепоручил ее своей лоцманской службе, созданной специально для этого в кратчайшие сроки.
Относительно причин произошедшего существует несколько версий. По одной из них Минтранс в лице МАП Новороссийск, после создания удобной для себя правовой базы – КТМ, испробовал методы борьбы с лоцманскими службами АМЛР в отдельно взятом порту. Судооборот новороссийского порта позволял за год получить кругленькую сумму лоцманских сборов, подсчитать, сколько структуры Мин-транса теряют в других портах, и положить результат весомым аргументом на стол председателя правительства Касьянова.
По другим сведениям, с господином Поповым дружил начальник местной лоцманской службы, входящей в АМЛР, и негласно делился с ним доходами от лоцманских сборов. Когда в АМЛР узнали об этом, начальник был заменен, на что господин Попов немедленно отреагировал вышеуказанным способом.
<z>Фатальное распоряжение №ВР-87Р</z>
Так или иначе, но прямые нарушения в отношении морских лоцманов Новороссийска были зарегистрированы Министерством по антимонопольной политике, но пресечены не были и Минтрансом никак не комментировались. Протесты АМЛР возымели действие только после объявления предзабастовочного состояния в остальных портах. На совещании в октябре 2000 года министр транспорта Франк обещал отозвать лицензию на лоцманскую проводку судов у МАПН и разобраться с взиманием лоцманского сбора. Но через месяц чиновники Минтранса совершают прямо противоположный шаг. На этот раз начальникам всех крупных портов рассылается телеграмма с указанием собирать на свои счета средства за лоцманское обслуживание – вероятно, опыт господина Попова показался заманчивым. Позднее Минюст данное указание опротестует, но маховик уже запущен. Вдогонку высылается распоряжение №ВР-87Р, означающее скорый конец негосударственной лоцманской системы – в нем предписано создавать в составе МАП свои лоцманские службы. Так, в ноябре 2000 года начальник МАП «Санкт-Петербург» Геннадий Баталин, руководствуясь этими директивами, рассылает всем агентирующим компаниям, работающим в порту, уведомление, в котором сообщает, что «начиная с 1.12 2000 года, взимание лоцманского сбора осуществляется МАП СПб в соответствии с постановлением правительства РФ №1299 от 17.12.93 года». Причем своя лоцманская служба МАП еще не действует. Ситуация явно абсурдная: в порту работают негосударственные лоцманы, а деньги за их работу вознамерилась получить структура Минтранса. Сие предписание было сразу же обжаловано в Кировском суде, признавшем его незаконным.
Под занавес выдавливание Минтрансом лоцманских служб АМЛР было увенчано правительственным постановлением №538, по которому из 43 морских портов негосударственным лоцманым разрешалось работать лишь в 16. Этот документ, который был инициирован Минтрансом, как известно, спровоцировал АМЛР на акцию протеста в Морском порту Санкт-Петербург. Проще говоря, в сентябре прошлого года питерские лоцманы, являясь авангардом АМЛР, прекратили всякую деятельность. Тем более в списке портов, где разрешалась деятельность негосударственных лоцманских организаций, порт Санкт-Петербург не числился. Государственная лоцманская служба порта, только-только сформированная, не смогла полноценно обеспечить судооборот, и в результате убытки судовладельцев составили в общей сложности около 50 миллионов долларов.
<z>Неутешительные итоги</z>
По существу, в сентябре Ассоциация морских лоцманов России была обескровлена. Сейчас ее материально-техническая база законсервирована, накопившийся опыт не востребован. Минтрансу, фактически разрушившему полноценную систему безопасности мореплавания, не вызывавшую сколько-нибудь серьезных претензий на протяжении 10 лет, для создания чего-то подобного понадобится длительное время. В то же время за рубежом две трети лоцманской проводки осуществляются негосударственными организациями. К примеру, в США подобное занятие целиком и полностью возложено на плечи частников. Расчет здесь прост: чем больше частной инициативы, тем значительнее налоговые суммы, поступающие в Федеральный бюджет. В России же сложилась иная ситуация, лоцманские сборы, взимаемые Морскими администрациями портов, являются внебюджетными средствами. Таким образом, единственный, кто выигрывает, – это Минтранс, где и аккумулируются эти деньги. На что их тратят – остается только догадываться.
Попытки АМЛР доказать незаконность действий Мин-транса не прекращаются, и более того, реализуются время от времени весьма успешно. Так, в начале января Президиум высшего арбитражного суда признал действия МАП Новороссийск незаконными. Правда, оприходованные господином Поповым лоцманские сборы оказавшимся не у дел членам АМЛР никто возвращать не собирается.
Со своей стороны представители Минтранса, наверное, для дополнительного «подогрева» ситуации еще летом заявили, что со счетов Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга пропало несколько миллионов долларов. В конце 2001 года Общество трижды подвергалось налоговым проверкам на предмет поиска неучтенных доходов, однако сенсационных фактов, свидетельствующих о каких-либо махинациях, обнаружено не было.
Возвращаясь к постановлению Министерства по антимонопольной политике, следует заметить, что оно появилось как реакция на распоряжение Минтранса №ВР-87Р, который, цитируем: «...наделил морские администрации портов, являющиеся структурами государственного управления, функциями хозяйствующего субъекта, оказывающего платные услуги по лоцманской проводке. ...В результате иные (негосударственные) лоцманские организации, не обладающие правами государственного управления и надзора, оказались в дискриминационных условиях, их права существенно ущемлены и конкуренция ограничена». Таким образом, для создания равных условий Минтранс должен до 1 февраля вывести государственные лоцманские службы из состава МАП. Однако на данный момент о каком-либо движении Минтранса в заданном направлении ничего не известно. На срок арбитражного разбирательства действие предписания Антимонопольного комитета будет приостановлено, так что лоцманский сбор в казну Минтранса буте поступать по-прежнему регулярно.