Узники замка "Снарк"

<z>Порри Гаттер вместо Евгения Онегина</z>
Среди персонала «Снарка» ходит немало забавных баек о фирме. Рассказывают, например, что как-то в четыре утра зашел в круглосуточный магазин на Гончарной улице человек средних лет, видимо, только что сошедший с поезда. «Дайте-ка мне полторы тысячи на такси, ребята», – бросил он продавцам. В ответ на недоуменные вопросы персонала он взял телефонную трубку, набрал номер и сказал: «Никита, не забыл еще меня? Скажи своим, чтобы денег мне выдали». После этого трубка голосом владельца сети Каплана приказала немедленно выдать ночному визитеру требуемую сумму. Говорят, что это был тот самый человек из Москвы, который якобы дал первоначальный капитал на развитие сети. Будто бы родственник по женской линии нынешнего директора службы охраны «Снарка».
Так или иначе, но за прошедшие со дня основания фирмы 9 лет «Снарк» сумел неплохо раскрутиться. Сначала компания занималась исключительно оптовой продажей книг. Первый магазин открылся в 1998 году на Загородном проспекте. Дела у «Снарка» идут неплохо: на сегодня сеть насчитывает уже более десятка торговых залов в разных районах города.
Менеджеры компании объявляют себя ответственным, ни много ни мало, за «сохранение культуры чтения и возрождение культурных традиций Петербурга». Сравнивают свое детище со знаменитой лавкой Смирдина, где в XIX веке бывали великие русские писатели – Пушкин, Крылов, Баратынский. Теперь же книжный клуб «Снарк» устраивает для своих членов встречи с «выдающимися» современными авторами – любимцами домохозяек бальзаковского возраста Кивиновым и Марининой, создателями светлого образа Порри Гаттера и тому подобного. На одном из литературных сайтов «Снарку» дали краткую, но исчерпывающую характеристику: «крупнейшая в городе сеть книжных магазинов разного режима работы с самообслуживанием, случайным с литературной точки зрения ассортиментом и непомерно высокими ценами».
Для привлечения покупателей разработана целая система скидок. Но питерские книголюбы давно поняли, что все это «от лукавого». Никакие 5–10-процентные скидки не спасут ваш кошелек от разорения. Покупка все равно обойдется значительно дороже, чем в других магазинах. «Снарк» может накрутить цену в 4–5 раз: «Властелин колец» (издательство «Азбука») закупается по 65 руб., а на прилавке «Снарка» эта книга лежит уже за 390 руб.
<z>Во всём виноват продавец</z>
Вот еще одна «снарковская» байка: говорят злые языки, что однажды на оптовой базе фирмы одного из работников поймали за воровством – выносил какую-то книжку. В милицию решили не обращаться, а разобрались по-своему. Предварительно хорошенько избив парня, заставили его жить и работать в ангаре. Якобы там «узник замка «Снарк» провел больше месяца.
Конечно, сейчас уже невозможно выяснить, имел ли на самом деле место такой инцидент. Но то, что высший менеджмент «Снарка» беспощадно эксплуатирует свой собственный персонал и, по сути, не считает рядовых сотрудников за людей, – факт, подтвержденный многими работниками сети.
Объявления об очередном наборе продавцов в «Снарк» обещают стабильную и высокую зарплату. Новички проходят обучение, которое включает в себя различные лекции и тренинги, а также работу в магазине. За это обещают заплатить из расчета 1600 рублей в месяц, но если вы вдруг кому-то не понравитесь и придется уволиться – не надейтесь, не получите ничего. После месячной стажировки платят около 1,5–2 тысяч рублей в месяц. Излишне говорить, что при графике работы два дня через два по 12 часов это до смешного мало.
Говорит Ольга, бывший кассир: «Я уволилась, проработав несколько месяцев. За это время влезла в долги, поскольку получала гораздо меньше, чем рассчитывала, когда пришла в «Снарк». Зарплата совершенно не оправдывает затрат на труд…»
Кроме того, на зарплатах «экономят» с помощью изощренной системы штрафов. Запросто вычесть из заработка 100 и больше рублей, по свидетельствам сотрудников, могут не только за опоздание или разговоры в торговом зале, но и за нарушение правил работы клуба «Снарк». Последнее подразумевает под собой все что угодно (сказал покупателю не «добрый день», а «здравствуйте» и т.д.).
Недавно было решено вычитать с рядовых работников еще и за украденные из магазина книги. А воровство в «Снарке» имеет грандиозные масштабы. Поскольку, как утверждают, большинство магазинов не оборудовано автоматической системой контроля (на выходе стоят муляжи турникетов), а книги находятся в свободном доступе, нечистые на руку посетители тащат все подряд – от школьных учебников до энциклопедий. Вместо того чтобы совершенствовать охрану, администрация «Снарка» решила все свалить на персонал: на совещании управляющих магазинов в ноябре 2002 года было объявлено, что отныне после обнаружения пропажи какой-либо книги весь коллектив должен возмещать ущерб.
Рассказывает Арина, бывший продавец: «У нас из магазина однажды пропали пять детских энциклопедий, каждая стоимостью около 600 руб. Наша управляющая собрала всех работников и объявила, что с каждого вычитается по 140 руб. Я в эти дни стояла на кассе и физически не могла уследить за книгами, поэтому отказалась платить. Но деньги эти с меня все равно вычли. Потом я случайно увидела ведомость по зарплате и обнаружила, что управляющая с себя и своего заместителя денег не вычитала. А заместителем, кстати, она незадолго до этого назначила свою родную мать (как видно, старый как мир порок непотизма, то есть назначения на лучшие места родственников, не чужд и «элитному» «Снарку» – А.Д.). Было очень противно, после этого случая я решила уволиться».
<z>Каплан и его команда</z>
Наплевательское отношение к собственным сотрудникам, судя по всему, возведено в «Снарке» в один из принципов кадровой политики. Говорит один из бывших руководителей среднего звена: «В «Снарке» хорошие перспективы карьерного роста, но они подразумевают безусловную лояльность системе. Все свои моральные принципы можно забыть, поскольку владельцы сети рядовых работников просто за людей не считают. Даже оплату банкета в ресторане, на котором праздновалась годовщина «Снарка», руководство в виде штрафов переложило на тех, кто туда был приглашен.
Сам основатель и владелец сети Никита Каплан – человек весьма своеобразный. При входе в его офис стоит большая пластмассовая банка. Каждый опоздавший должен положить в нее 10 рублей. Такую же сумму нужно опустить в копилку за пользование ксероксом, в том числе и когда копируешь необходимые для работы документы».
Говорят, что «хозяин» установил в сети негласное разделение на «хорошие» и «плохие» магазины в зависимости от собственного отношения к управляющим. Для них разрабатываются разные планы продаж – реальные или завышенные. Ну а если магазин план не выполняет, на него налагается штраф, который большинство управляющих опять же раскидывает на весь коллектив.
Неудивительно, что большинство сотрудников покидают «Снарк», не проработав там и полгода. Им, как правило, недоплачивают или не платят вообще. Уже упомянутой продавщице Арине при увольнении недоплатили тысячу рублей. Пытаясь выяснить причину, она после долгих попыток дозвонилась до генерального директора сети Ларисы Блиновой. Та, ничтоже сумняшеся, ответила, что деньги взяты в счет будущей инвентаризации (которая должна была пройти в следующем месяце) – мало ли какая недостача. Естественно, ни до, ни после инвентаризации денег никто отдавать не собирался. А ведь всего несколько месяцев назад все та же г-жа Блинова собственноручно вручала Арине диплом лучшего продавца магазина…
Другой сотрудник фирмы видел личное распоряжение владельца сети лишить его всей суммы заработка за последний месяц работы. С Кодексом законов о труде «Снарк» явно не дружит.
Так что «элитную» сеть вполне можно сравнить с фирмами-однодневками, которые живут за счет нанимаемого на неделю-месяц дешевого, а то и бесплатного персонала, а затем выкидывают человека на улицу.
Альфред Нобель говорил: «Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно выстирать, репутацию – никогда». И вряд ли даже активная рекламная кампания поможет «Снарку» «отстираться».