Какой подводный флот нужен России?

Все сказанное учитывалось при проектировании дизельных подводных лодок 4-го поколения серии «Лада». Сегодня для них уже разработаны новейшие материалы, электроника и механизмы. Внедрены мероприятия по кардинальному снижению шумности, что делает лодки самыми скрытными среди всех возможных наших и зарубежных образцов. Приняты самые новаторские решения, которые в будущем можно использовать при строительстве других подлодок. Более того, удалось решить экологические проблемы, так как на лодке установлено оборудование, которое перерабатывает все отходы.
К слову, в следующем году обещают увеличение бюджета в 3 раза, поэтому, надеюсь, будет обеспечена серийная постройка этих ПЛ.
США сейчас тоже уделяет внимание строительству неатомных лодок, правда, в интересах экспорта.
<z>Валентин Виноградов, начальник проектного отдела МБМ «Малахит»</z>
Море – это открытая дорога для всех. По ней к нам может придти угроза неожиданная, быстрая, масштабная. Противостоять подобной угрозе можно только при наличии сил, способных уцелеть при массированном нападении и нанести агрессору неприемлемый ущерб. Исторический опыт показывает, что подводные лодки, важнейшим качеством которых является скрытность, – это один из немногих видов вооружения, способный эффективно действовать против многократно превосходящих сил противника. И развитие многоцелевых атомных подлодок движется в направлении дальнейшего совершенствования их скрытности, вооружения, ядерной безопасности и других параметров. Нужно ли противопоставлять атомные подводные лодки и неатомные? Я так не думаю. Это «инструменты» для различных масштабов боевых действий, различных по размерам районов. Каждый обладатель подобного инструмента в праве выбрать для себя сообразный потребностям и экономическим возможностям вариант. Этот выбор – за военными.
ВМФ США однозначно выбрали атомные подводные лодки. Похоже, после долгих колебаний, подобный выбор сделала Англия и Франция.
<z>Адмирал Анатолий Комарицын, начальник главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, бывший командующий тихоокеанской дивизией подводных лодок</z>
В случае конфликтов или войны Россия неизбежно столкнется с необходимостью отражения ударов с моря. И мне просто обидно, когда списываются корабли, прослужившие меньше 15 лет. У меня как у профессионала-подводника такие действия вызывают настороженное, беспокойное отношение.
Пока еще подводный флот может обеспечить обороноспособность России. Но, к сожалению, последние десять лет лодки стоят у берегов. Сидя в кабинете у тренажера можно приобрести лишь навыки управления, в то время как чувства моря, его законов, никакой тренажер не заменит. Более того, у нас последнее время слишком лихо обращаются с опытными людьми, за плечами у которых годы, проведенные под водой. Адмиралов в 55 лет увольняют на пенсию, а за ними по существу уже никого нет. Кто же будет учить молодых флотоводцев? Наверное, последнее, что осталось разрушить – это военное образование. А если, не дай бог, что-то случится, кто будет командовать?
Вместе с тем следует отметить, что с принятием морской доктрины России появилась реальная надежда на возрождение нашего флота.
<z>Евгений Ходов, бывший начальник отдела торпедного вооружения ЦКБ МТ «Рубин».</z>
В условиях резкого сокращения заказов ВМФ на проектирование и строительство подлодок пятого поколения конструкторским бюро пришлось выживать за счет конверсионных заказов. Тем не менее в конце 90-х в Северодвинске была заложена спроектированная ЦКБ МТ “Рубин” подводная лодка пятого поколения “Борей”. Она строится под патронажем правительства Москвы, но в связи с недофинансированием лодка, на мой взгляд, может быть сдана только в 2006–2008 году. Другая причина затянувшегося строительства состоит в том, что многие изготовители комплектующих деталей находятся вне России – в бывших республиках СССР. Нарушены кооперационные связи. Такое же положение и со строительством лодки пятого поколения “Ясень”, спроектированной бюро “Малахит”.
Значительно лучше положение со строительством дизель-электрических подлодок. По проектам “Рубина” строится подлодка “Лада” для ВМФ России. Экспортный вариант – лодка “Амур” – строится для ВМФ Индии.
Я думаю, что при тех условиях, в которых оказалась Россия после развала СССР и в связи с новой геополитической обстановкой в мире, ей не нужен и, очевидно, избыточен такой большой подводный флот, которым обладал Советский Союз. Замена устаревших подлодок четвертого поколения должна произойти на рубеже 2010–2015 годов. Ввод в строй новых лодок в указанные сроки сохранит военно-морскую мощь России.
<z>Игорь Козырь, заместитель председателя Клуба подводников</z>
Нам как отошедшим от активной подводной жизни морякам, кажется, что особенностью перспективы развития нашего подводного флота является его переориентация на выполнение хозяйственных задач. Подлодки можно использовать как танкеры или транспортные суда, с помощью которых будут организованы трансарктические перевозки подо льдом.
Конечно, мы потеряли много времени, ожидая новую военно-морскую доктрину, и эта задержка определила отставание в развитии нашего подводного флота. В такой ситуации нужно сделать акцент на сохранении технического и научного потенциала, способного в сжатые сроки развернуть строительство кораблей нового поколения. Определенные усилия в данном русле предпринимаются. Сейчас научную мысль в какой-то мере стимулируют экспортные заказы. С другой стороны поступали сообщения об испытаниях новой многоцелевой атомной подводной лодки «Гепард» спроектированной КБ «Малахит». Эта лодка не уступает передовым разработкам ВМФ США. К сожалению, до «Гепарда» больше пяти лет ничего не было – это необычно большой промежуток.