Жертвы Алюминиевому богу

<z>Глас вопиющего в пустыне</z>
Алюминиевый бум за последние полгода вошел в десятку горячо обсуждаемых в прессе тем. Обычным и скучным сопровождением скандала стали муссирование имен предполагаемых инвесторов нового производства и протесты жителей Ленобласти и парламентариев против предполагаемого строительства, мотивируемые возможной угрозой для экологии.
На этом фоне никто не прислушался к мнению экспертов о том, что обсуждать стоит не только вопросы охраны природы. Главная проблема – появление в регионе не предусмотренных схемой развития мощнейших энергопотребителей. Если события будут развиваться по планируемому сценарию, то, по прогнозам экспертов, к 2005 году вся энергетика Ленобласти будет работать на алюминий, который в полном объеме в виде сырья уйдет за рубеж. А потом уже готовыми изделиями за другие деньги вернется в страну. Жители же будут мерзнуть в неосвещенных домах. Короче – Приморье на берегу Финского залива.
<z>Мы наш, мы новый мир построим</z>
Алюминиевый рай в Ленобласти ее руководители стремятся создать по старой схеме. Использованная некогда господином Прусаком, она привела на Новгородчину концерны «Кэдберри» и «Дирол». Привлечение инвестиций, безусловно, позволяет развить скрытые ресурсы территории, создает рабочие места и пополняет местный бюджет. Именно эти козыри, очевидно, собирался через посредников предъявить властям Ленобласти Александр Сабадаш, когда в марте нынешнего года в прессу просочились слухи о размещении во Всеволожске, в пустующих цехах «Русского дизеля», производства первичного алюминия. В том, что среди владельцев будущего предприятия будет Сабадаш, претендующий на половинный пакет Выборгского ЦБК и владеющий несколькими водочными заводами, мало кто сомневался. Хотя юридических подтверждений это информации не было. Единственная зацепка – председатель совета директоров ОАО «Русский дизель» Юрий Пахомовский, о котором говорят, что он очень близок к Сабадашу и вполне мог представлять его интересы в этой структуре. Именно он сообщил прессе о планах по размещению ВАЗа на его предприятии. Кроме того, Пахомовский является представителем зарубежной компании Astromex, зарегистрированной в Великобритании исключительно с целью создания нового завода. Предполагаемая мощность завода – 150 тысяч тонн, объем инвестиций – 150 миллионов долларов. Расчетная электрическая нагрузка – 280 МВт.
Производство первичного алюминия, как известно, чревато вредными выбросами в атмосферу. А «Русский дизель» находится в непосредственной близости от жилой зоны. Понятно, почему излюбленный русский спорт – война с властями – обрел новую площадку. В правительство Ленобласти посыпались жалобы, и дело дошло до петербургского парламента, который возьми и обратись к Президенту. В мае вице-губернатор Ленобласти, председатель комитета по экономике и инвестициям Григорий Двас, курирующий алюминиевые проекты на подведомственной территории, собрал брифинг. Оказалось, что в правительство Ленобласти не поступало декларации о намерениях предпринимателя, которая является основанием для заключения соглашения между сторонами. Продолжавшиеся три месяца состязания выиграл, как всегда, народ. Декларация, поданная постфактум, была отклонена межведомственной комиссией (МВК), состоящей из представителей администрации муниципального образования, комитета по архитектуре и градостроительству, земельным ресурсам и землеустройству, Госсанэпиднадзора, Ленкомэкологии и других авторитетных организаций.
Не стоит, однако, забывать, что рынок имеет тенденцию весьма агрессивными способами проникать в патриархальный быт. У руководства ОАО «Всеволожский алюминиевый завод» есть право доработать декларацию и представить ее на суд МВК повторно. Как сообщил в интервью корреспонденту «Версии в Питере» вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас, на сей раз заявка не должна вызвать отторжения у представителей природоохранных и других организаций, входящих в МВК. Основанием для этого служит изменение намерений предпринимателя. Теперь в цехах «Русского дизеля» предполагается разместить производство готовой продукции из алюминиевых сплавов, строительных изделий с незначительной долей производства первичного алюминия.
Действительно, запуск только лишь прокатного стана резко сокращает претензии экологического характера. Хотя, что любопытно, по словам генерального директора ВАЗа Аркадия Затуловского, место размещения производства и прежде соответствовало установленным санитарными нормами требованиям к производствам первого класса опасности – не ближе одного километра от жилых районов, в данном случае – от курортной зоны. Дело в том, что эту границу нарушают лишь несколько не расселенных строений. В них и кроется причина приостановки проекта стоимостью 150 миллионов долларов и решения о перепрофилировании предприятия.
По большому счету – это не так уж и плохо. С переориентацией завода количество рабочих мест возрастает в два раза. Готовые изделия будут производится на месте, а добавленная стоимость остается стране-производителю. Но кто даст гарантию, что владельцу ВАЗа со временем не придет в голову изменить соотношение производства готовых изделий и первичного алюминия в пользу последнего. В этом случае отдельным гражданам и организациям предстоит захватывающая стратегическая игра с владельцем крупнейшего деверсифицированного бизнеса, лишь юридически не объединенного в холдинг.
<z>Мы пойдем другим путем</z>
Можно предположить, что развитие ситуации с ВАЗом было предметом живейшего интереса со стороны лиц, заинтересованных в реализации другого проекта – Сосновоборского завода по производству первичного алюминия. Его инвесторами, по информации комитета по внешнеэкономическим и международным связям правительства Ленобласти, выступают американские компании Alutech и Флор Дениэл. Объем инвестиций в строительство трех очередей, включая возведение морского терминала по перевалке алюминия – миллиард долларов, предполагаемая мощность – 440 тысяч тонн. Расчетная электрическая нагрузка – 700 МВт.
В марте нынешнего года, когда началось обсуждение ситуации вокруг ВАЗа, о его сосновоборском «собрате» было известно лишь, что начать строительство планировали на год раньше. Не было площадки. Информация о принятии окончательного решения появилась в минувшем июле. Выбор места оказался исключительно удачным, в трех километрах от деревни Косколово, в промзоне Косколово-Восточная. По настоянию МВК руководство ЗАО «Сосновоборский алюминиевый завод» включило в документы особый раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Для жителей и депутатов Сойкинской, Усть-Лужской, Котельской, Нежновской волостей и города Кингисепп регулярно проводились общественные слушания, в ходе которых мнения фиксировались проектантами. Как уверяют в администрации Ленинградской области, собранный материал был внесен в текст ОВОС.
Истории двух заводов объединены здесь не случайно. Интересно сопоставить отношение населения к происходящему. Эксперты подчеркивают, что Сосновоборское предприятие со стопроцентным иностранным капиталом работает на импортном сырье, завозимом из Африки и Новой Зеландии. Энергоемкость его в три раза выше ВАЗовского проекта. Произведенный первичный алюминий полностью экспортируется. Однако этот проект, в отличие от предыдущего, протестов жителей не вызывал.
<z>Да будет свет! </z>
А будет ли? Кризис в энергетике Северо-Западного региона давно и широко обсуждается специалистами. В настоящее время существует мнение, что избыток мощностей в регионе около 1 ГВт, и поэтому можно привлекать инвестиции в энергоемкую алюминиевую отрасль. Однако эта распространенная точка зрения основана на ограниченном наборе данных.
По Северо-Западу и, в частности, в Ленинградском регионе к 2005 году прогнозируется падение мощностей атомных электростанций с 5,8 до 3,9 ГВт и тепловых электростанций с 11,3 до 8,6 ГВт. В этот же период ожидается мощный всплеск энергопотребления. Данные были приведены в докладе руководителя Департамента прогноза развития и перспективного планирования концерна «Росэнергоатом» Владимира Северинова, сделанном на стратегической игре Центра стратегических разработок Северо-Запада в апреле.
Ленинградская область не автономная территория, на нее распространяется указанная тенденция. Широко известно, что к 2005 году ожидается отключение двух энергоблоков ЛАЭС мощностью 2 ГВт.
В комплексной схеме развития Ленинградской области, выполненной институтом проектирования городов «Ленгипрогор» в 98-м году, заложена расчетная электрическая нагрузка для строящихся портов Приморск и Усть-Луга. Что касается алюминиевых заводов, никто не мог предположить, что они будут здесь размещены. Но если воспользоваться прогнозами ОАО «Институт Западсельэнергопроект» и обоснованиями размещения САЗа, можно подсчитать, что к 2006 году энергопотребление двух алюминиевых заводов достигнет 90% энергопотребления промышленности и населения Ленобласти в целом. И еще одно. Как отметил вице-губернатор области Григорий Двас, возникнет проблема доставки электроэнергии потребителю. Необходимо строительство новых ЛЭП и подстанций.
Специалистами Всероссийского алюминиево-магниевого института подготовлены превосходные обоснования размещения САЗа на избранной территории. И, конечно, трудно предположить, что $ 1 млрд инвестируется в проект, который в перспективе не будет обеспечен электроэнергией. Правительством Ленобласти уже сейчас предпринимаются усилия по достижению соглашения о реконструкции блоков ЛАЭС.
Генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей Лихачев обещает не ставить палки в колеса инвестиционным процессам в Ленобласти и в случае чего закупить энергию на Федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ). Правда, компания и без того уже приобретает больше половины необходимого Петербургу в зимний период обеспечения. А сибирские поставщики предупредили, что будут продавать электроэнергию Китаю – там больше платят.
Заметим, что все лица, принимающие решения, пекутся большей частью об инвестпроектах. Но ведь еще нет прогнозов, как будет развиваться ситуация в Ленинградском регионе и на макрорегиональном уровне для остальных энергопотребителей в ближайшие 10 лет.
На директора института «Ленгипрогор» Юрия Перелыгина на вопрос корреспондента «Версии в Питере», может ли ввод в действие алюминиевых заводов спровоцировать отключение отдельных станций, обслуживающих те или иные районы, был впечатляющим. По его убеждению проще и безопаснее отключить жилой район. Отключение от источников питания алюминиевого завода опасно в силу чрезмерной нагрузки на сети. «Если они закольцованы и имеют несколько дублеров, у которых можно позаимствовать электроэнергию, нет проблем», – пояснил он. Вспомним, однако, что Георгий Двас не столь оптимистично отзывался о возможностях областных электросетей.