Вези меня, извозчик...

Первые, с кем сталкиваются гости Питера, – это рвачи-водители, норовящие ободрать приезжих как липку. У городских властей до этой проблемы руки не доходят.
<z>Прокатитесь с вокзала за доллары</z>
Это явление знакомо каждому пассажиру, прибыл ли он в Петербург на поезде или самолете. Любого увешанного вещами гражданина окружают личности, с жениховским напором предлагающие транспортные услуги. На Московском и Витебском вокзалах такая обработка клиентов начинается прямо на платформах. Однако опытные люди предпочитают быстренько пройти мимо. Оно и понятно – цены за проезд здесь заламываются весьма кусачие, превышающие общегород-ские в три-пять раз. Так, за проезд от Ви-тебского вокзала до конца Московского проспекта на платформе просят 350 рублей. В ста метрах от транспортного узла машину по тому же адресу можно без проблем поймать за 60-70 целковых. Да что там! Порой поведение местных извозчиков напоминает знаменитые старинные приемы московских таксистов, когда с Ленинградского на Казанский вокзал везли по Садовому кольцу вокруг всей столицы. В сегодняшнем Питере, к примеру, с неких иностранцев, прибывших на «Красной стреле», слупили 500 рублей за проезд к отелю «Санкт-Петербург», который, согласно спидометру, находится в четырех километрах от Московского вокзала. То есть по официальным тарифам такси дорога туда стоит 50 рублей.
Но железнодорожные вокзалы – это еще, как говорится, семечки. Они расположены в центре города, где метро в двух шагах. Да и, в конце-то концов, можно при желании отойти немного в сторону и словить «тачку» по нормальной цене.
С аэропортами дело обстоит хуже. Уехать отсюда, особенно в вечернее или ночное время,– задача весьма непростая. А уж если прибывают одновременно два самолета – то и вовсе неразрешимая. Маршрутные такси, редкие, как эдельвейсы в горах, берутся штурмом. Поэтому гражданам, уставшим от перелета и обремененным багажом, не остается никакого выбора. Приходится отдавать себя на растерзание бойким извозчикам и платить, сколько потребуют. А те и рады стараться. Поездка до ближайшего метро обойдется в 150–200 рублей. Это из «Пулково-1», куда прибывают, в основном, люди, владеющие великим и могучим и представляющие масштаб цен. Что же касается «Пулково-2», то тут уже царит полный беспредел. С клиентов берут в долларах, а цену назначают, исходя из их «лоховатости». Не дай вам бог иметь сильно преуспевающий вид – за тот же маршрут придется выложить от 200 до 300. А уж если вы по-русски ни бум-бум... Три американские дамы, прибывшие в «Пулково-2», прокатились до гостиницы «Европейская» за 300 баксов. Очевидцы рассказывают, что их посадка в такси была весьма колоритным зрелищем. Пересчитав потенциальных пассажирок, водитель произнес «фри хандред», продемонстрировав для верности три пальца. Все, мол, по справедливости, по числу седоков. Дамы, очевидно, сильно напуганные публикациями про страшную русскую мафию, безропотно дали увести себя в машину.
<z>Чужие здесь не ездят</z>
Но, в конце концов, бог с ними, с иностранцами. На них сегодня не зарабатывает только ленивый. Как говорил один торговец матрешками: «На то интурист и существует, чтобы его доить». Дело в другом. Существует незыблемый закон – там, где густо пахнет холявными деньгами, неизбежно возникает замкнутая структура, которая всеми силами старается оттереть от жирного пирога посторонних. Причем методы при этом используются разные. Корреспондент «Версии в Питере» убедился в этом лично. Как только машина останавливалась возле аэропорта и высаживала пассажира, к ней неспешной матросской походочкой приближались крепкие молодые люди, которые настоятельно советовали водителю разворачиваться и быстро уезжать. Нет, прямых угроз не было, но тон предложения не оставлял сомнения в том, что они последуют. И, что характерно, хлопцам подчиняются беспрекословно. Фактов избиений и тому подобного прямого насилия обнаружить не удалось (хотя по слухам, курсирующим среди извозчиков, бывало и такое). Но одного водителя, вздумавшего «качать права», пригласили отойти в сторону для приватного разговора. Пока шла достаточно бесцельная недолгая беседа, кто-то успел пропороть ему две шины. Другому упрямцу неизвестный хулиган-подросток кинул в ветровое стекло бумажный пакет с краской (и откуда берутся в Пулково хулиганы, вот бы узнать). Короче говоря, все схвачено, за все заплачено. При таком раскладе шоферская мафия может назначать любые цены. Все равно народ поедет.
<z>Войны еще не было? Будет!</z>
Попасть в эту замкнутую структуру транспортных услуг весьма непросто. Здесь не достаточно просто заплатить вступительный взнос. Требуются рекомендации, которые водители, задействованные в этой своеобразной мафии, дают весьма неохотно. Эта структура, как и все подобные, старается не допускать излишнего роста своих рядов. Зато уж попавшие в этот клан будут держаться за него обеими руками. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Проблема эта достаточно серьезна. Дело не только в том, что в преддверии 300-летия города, который претендует на звание культурной столицы, его пассажирские ворота более всего напоминают какую-нибудь банановую республику. Хотя и это не добавляет оптимизма. Жизнь показывает – вокруг любой подобной структуры, живущей по, мягко говоря, своеобразным законам, начинает бурно плодиться разнообразный криминал. Так, в прошлом году возле «Пулково-1» была отмечена деятельность группы мошенников. Они отлавливали «лоха» и под видом попутчиков подсаживали в машину граждан, которые вовлекали его в карточную игру и быстренько избавляли от лишней наличности. Понятно, что в обход водительской мафии эти деятели работать никак не могли. Значит, договорились. И что интересно, попытки вычислить мошенников кончились безрезультатно. Никто из водителей, постоянно тусующихся возле аэропорта, ничего не видел, ничего не слышал.
Но и это не все. Как ни стараются околовокзальные извозчики сохранить свою численность, но, как пел Окуджава, «пряников сладких всегда не хватает на всех». Еще один незыблемый закон подобных сообществ. Рано или поздно начнется передел пирога. Это уже проходили многие страны – «таксистские войны» были и в США, и во Франции, а в странах Латинской Америки они – будничное явление. Причем во время разборок водители не только прибавляют работы полиции и врачам, круша друг другу челюсти и ребра. Порой страдают и пассажиры. Так, пару лет назад в Боготе во время конфликта между двумя «аэропортовскими» кланами некоторые труженики баранки настолько увлеклись, что в буквальном смысле шли на таран конкурентов. Не говоря уж о таких «мелочах», как намеренная порча «вражеских» машин. В результате серьезно пострадало несколько посторонних людей У нас тоже хватает горячих парней. Можно даже с достаточной точностью предсказать начало «боевых действий» – преддверие юбилея города, когда возрастет поток туристов, а, следовательно, и прибыльность данного бизнеса.
Кстати, по некоторым сведениям, существует некая договоренность между водителями маршруток и местными извозчицкими заправилами. Автобусы частенько приезжают с некоторым опозданием. И все довольны. На долю маршруток пассажиров все равно хватает, а самые нетерпеливые и финансово обеспеченные успевают угодить в жаркие объятия частников.
Сейчас впору закричать «а куда смотрят власти»? Да только бесполезно это. Начальство приезжает в такие места на персональных машинах. Из-за их тонированных стекол проблем не видно. А между тем, существуют проекты радикального их решения. Например, прокладка к аэропортам надземной железной дороги. Да только, как пела группа «Блестящие», «все это лишь мечты».