И невозможное возможно...

Организатор авиашоу Жан-Луи Моне пригласил для выполнения этого сложнейшего трюка десятерых летчиков – лучших из лучших в мире спортивной авиации: Михаила Мамистова, Виктора Чмаля и Светлану Капанину из России, Мишеля Косте, Реала Вебера, Алана Амиота из Франции, Стива Джонса и Паула Бонхомме из Великобритании, Петера Бешени из Венгрии и Кирби Чамблисса из США. Как это все происходило, почему в итоге из десяти только девять участвовали в шоу, рассказывает абсолютный чемпион мира и II Всемирных авиационных игр, четырехкратный абсолютный чемпион России по высшему пилотажу на спортивных самолетах, двукратный абсолютный чемпион мира и I Всемирных авиационных игр, абсолютный чемпион Европы по высшему пилотажу на планерах, заслуженный мастер спорта петербуржец Михаил Мамистов.
– Это было интересное и необычное авиашоу. Много показательных полетов проводится в мире, особенно в Соединенных Штатах, но это было уникальное событие, которое состоялось благодаря Жану-Луи Моне – организатору Гран-при – и, естественно, принимающей стороне, то есть Китаю.
<z>– Полагаю, и благодаря вам, принявшим участие в шоу. Чем был обусловлен выбор летчиков?</z>
– Жан-Луи Моне каждого из нас приглашал для участия в Гран-при по высшему пилотажу, он знает уровень подготовки, он уверен в профессионализме и летных качествах…
<z>– То есть, это летчики высочайшего уровня?</z>
– Да, наверное. В мире есть еще профессионалы такого же класса, но в Китае они не летали – арок на всех не хватило…
<z>– На каких самолетах вы выступали?</z>
– Мы тянули жребий, и в итоге Виктор и я летали на Су-26, а Светлана – на Су-31. Естественно, пролет под мостом – не такое уж простое дело, поэтому ему предшествовала серьезная подготовка. Надо сказать, что ширина арок составляла 27 м, высота – 7,7 м. Поэтому на аэродроме между шестами натянули шнур на высоте 7 м и предложили потренироваться. Я полетал на высоте где-то метра полтора от земли, подобрал скорость – 220–240 км/час – самую эффективную и комфортную для выполнения этой задачи. Затем полетал рядом со шнуром на высоте 1 м, потом вновь – под шнуром, чтобы потренироваться в одновременном выдерживании высоты и направления полета.
<z>– Какова высота Су-26?</z>
– От шасси до винта – около 2,5 метров. То есть при пролете под аркой расстояние от шасси самолета до воды составило 1–1,5 м, высота самолета – 2,5 метра, так что сверху около 3,5–4 метра у меня оставалось.
<z>– Вы определяли высоту по приборам?</z>
– Нет, визуально. При таких полетах реальную высоту можно определить только глядя на землю. Потренировался я под шнуром, почувствовал уверенность в том, что могу спокойно выдержать метр и при этом контролировать направление движения – то, что пролечу точно по центру арки, и после этого начал тренировать элементы сольного выступления. Дело в том, что пролету под мостом предшествовали выступления одиночных самолетов и пилотажных групп. Благодаря этому у меня появилась возможность полетать над водой. Существует разница, летаешь ты над землей или над водой – здесь есть свои особенности, к которым надо привыкнуть.
<z>– А именно?</z>
– При полетах на малых высотах летчик достаточно точно может определить высоту над взлетной полосой или над землей, так как глазу есть за что «зацепиться», а при полете над водой высоту визуально определить намного сложнее, особенно если вода находится в спокойном состоянии. Кроме того, над землей мы летаем все время и, естественно, уже привыкли, а над водой – довольно редко, тем более – на высоте 1 метр.
<z>– Снижение к мосту было простым?</z>
– Я бы не сказал. В том месте, где мы выходили на мост, река делала изгиб, и поэтому надо было зайти над городом, перед рекой достаточно энергично снизиться до нужной высоты, и там уже не так много времени оставалось, чтобы «пристреляться» к своей арке под номером 8.
<z>– Была ли возможность потренироваться под мостом?</z>
– Да, конечно. Мы по очереди летали под арками моста, выполняя все достаточно четко и безопасно. Это довольно несложная процедура, когда летишь один.
Затем мы вернулись на аэродром, взлетели, собрались в воздухе в строй и десяткой зашли на мост, но не пролетели, а перед мостом «горкой» ушли вверх.
<z>– Почему?</z>
– Потому что этот полет должен был стать единственным и неповторимым.
<z>– Но почему же все-таки вас осталось девять?</z>
– Второй день авиашоу вновь начался программой выступлений пилотажных групп и сольников, каждый из нас имел возможность летать от уровня воды до любой высоты – под тобой река, и это достаточно безопасно, если не пытаешься удивить зрителей касанием воды колесами.
Отработав свои программы и вернувшись на аэродром, мы узнали, что Кирби зацепил поверхность реки крылом и врезался в воду. К счастью, он не сильно пострадал, сам выбрался из самолета, правда, повредил кожу на голове. Надо сказать, что накануне у него во время тренировки были технические неполадки, которые в тот же день устранили, но, вероятно, не полностью, и в итоге на следующий день произошла авария.
Таким образом, нас осталось девять. Мы поднялись в воздух, вновь зашли на мост, перед ним сделали «горку», ушли на повторный заход и через несколько мгновений состоялся этот пролет, ради которого, собственно, все и было задумано. Мы шли клином с включенными дымами, затем синхронно рассредоточились, боковым зрением наблюдая друг за другом, чтобы выдерживать строй и направление, а сразу же после пролета под мостом «горкой» набрали высоту, поскольку неподалеку находилась линия электропередач…
Михаил очень легко и просто рассказывал об этом событии, как частном случае из жизни, а я представляла себе широкую синюю реку, на берегах которой собрались 300 тысяч зрителей, и девять маленьких изящных самолетов, наподобие стремительных ласточек промчавшихся через изогнутые арки моста, чтобы через мгновение навсегда войти в историю мировой авиации. Похоже, для этих ребят нет ничего невозможного…