Камикадзе на двух ногах

<z>А нам все равно!</z>
Перекресток возле станции метро «Черная речка» является головной болью автоинспекторов. Здесь сложная транспортная развязка, бесконечные пробки, стада машин, несущихся в разных направлениях. Регулярно кто-то сталкивается, кого-то давят…
Но чем отличается наш человек? Тем, что на опасность ему плевать, а умирать не страшно.
Вот бабушка ковыляет перед ринувшейся с набережной Черной речки лавиной автомобилей. Слышится отчаянный визг тормозов и матерщина. Покачивающийся гражданин, загипнотизированный виднеющимся на той стороне пивным ларьком, лезет через дорогу вне зоны перехода, перед носом трамвая. До ДТП не хватило нескольких сантиметров... И так целый день. Да что там Черная речка! На прошлой неделе довелось наблюдать, как в «час пик» мама тащила маленького сына через Невский проспект. Хотя переход был в 200 метрах!
Такие картины можно видеть каждый день в любой точке города. В результате дорожные сводки напоминают репортажи с поля битвы.
Маршрутное такси сбило женщину 60 лет, которая внезапно выскочила на проезжую часть. Водитель не успел ни свернуть, ни затормозить. Пострадавшая скончалась на месте происшествия.
55-летняя женщина вышла на проезжую часть Гаванской улицы вне зоны перехода и попала под грузовик. Тоже наповал. И таких трагических примеров множество.
И ладно если бы эти отчаянные «экстремалы» рисковали только своими головами (в которых не слишком много мозгов). Но порой от их «подвигов» страдают ни в чем не повинные люди. Гражданка лет 70 перебегала дорогу в неположенном месте. Водитель ГАЗа, пытаясь ее объехать, сбил на тротуаре молодую женщину, которая везла в коляске годовалого сына. И мать, и ребенок надолго попали в больницу. А бабульку, кстати, так и не нашли. Наверное, она и дальше бегает через улицы. Часто, спасая жизнь нарушителей, машины врезаются в столбы и светофоры. Если задержать пешехода не удается (что случается весьма часто), то чинить покореженную машину владельцам приходится за свой счет.
<z>Кому и зачем это нужно?</z>
Несколько дней подряд корреспондент «Версии в Питере» гонялся за пешеходами-нарушителями, пытаясь выяснить: по какой причине они так старательно рискуют жизнью? Можно понять, когда люди бросаются под колеса при виде подходящего транспорта, который в следующий раз придет невесть когда. Но в других, весьма частых, случаях, неужели от минуты стояния под светофором жизнь изменится?
Самый распространенный ответ – «очень тороплюсь». (Между прочим, реальный выигрыш от такой поспешности близок к нулю. В девяти случаях из десяти выигранная минута будет потеряна, к примеру, в ожидании поезда метро.) Более всех сразил деятель, перебегавший улицу Академика Крылова (опаснейшее место) в двух шагах от подземного перехода. Знаете, что он сказал? «Лень было спускаться». Вообще, это сладкое русское слово – еще одна популярная мотивация нарушителей.
– У нас игра такая, мы проверяем, кто из нас не трус, – поясняет группа подростков, выскочившая на Выборгской набережной из-под носа огромного «дальнобоя», который в случае наезда оставил бы от игрунов одно мокрое место.
А вот пенсионерки внятно ответить на наши вопросы не смогли. (Кстати, по данным ГИБДД, именно дети и пенсионеры чаще всего становятся нарушителями.) В самом деле, спешить им вроде некуда. Что же касается недостатка сил, чтобы дойти до перехода, то иные бабушки прыгают между машинами с такой лихостью, на которую не все молодые способны…
Вообще, общаясь с недисциплинированными пешеходами, лишний раз убеждаешься, что умом Россию не понять. Никто ведь не отрицает, что правила движения необходимы. Но каждый полагает, что для него должно быть сделано исключение…
<z>Закон-то есть, да что в нем толку</z>
Люди старшего поколения помнят, что когда-то такие номера не проходили. Пешехода-нарушителя вежливо, но твердо штрафовали работники ГАИ. А теперь как же? А никак. Нет, соответствующие законы имеются. За пешеходное правонарушение установлен денежный штраф в размере от 0,1 до 0,3 МРОТ. Да вот беда – инспектор имеет право только зафиксировать штраф, записать данные нарушителя и передать их в отдел ГИБДД по месту жительства, которое и устанавливает сумму штрафа. Конечно же, все заявляют, что документов (как и денег) у них с собой нет. Пешеход – не водитель, права у него не отберешь. Правда, следуя букве закона, милиционер может в этом случае задержать нарушителя – вплоть до применения силы и надевания наручников. И доставить его в отделение милиции. Но на практике такие крутые меры не применяются НИКОГДА.
– Ну, потащу я его за шиворот в милицию. Пятнадцать минут туда, полчаса на оформление, пятнадцать минут обратно... А какая кому с этого польза? – бросает в сердцах сержант, дежуривший возле «Черной речки». – Остаются только профилактические беседы. Вот я их и веду...
Так что большинство постовых делает вид, что никаких нарушителей-пешеходов они не замечают. Впрочем, бывают и исключения. Сержант, стоявший возле метро «Пионерская», гонялся за особо спешащими на красный свет пешеходами. Прикрикнул на каких-то подростков, припугнул походом в милицию двух студенток, долго и вдумчиво объяснял бабушке, что так делать нельзя. Делал это инспектор, как он сам признался, не от избытка служебного рвения. Просто в случае ДТП с участием пешехода составление протокола очень отвлекает от других дел. В том числе и от тех, которые приносят «левые» доходы. А пока что пешеходы и далее будут лезть под колеса и украшать своими фамилиями сводки происшествий. А водители – бессильно материться в серые питерские небеса.
Кстати. В борьбе с этой проблемой начальство ГИБДД большие надежды возлагает на «профилактику». К сожалению, пока что эффект от нее – как от пропаганды марксизма-ленинизма в недавние времена. Может быть, в этом случае стоит использовать опыт США. В 20-х годах в Нью-Йорке положение с разгильдяйством пешеходов стало катастрофическим. Количество машин и их скорость резко возросли, а пешеходы к этому все не могли привыкнуть. Полиция начала весьма жесткую массовую пропагандистскую кампанию. В газетах и кино демонстрировали жуткие кадры аварий, душераздирающие сцены, рыдающих родственников. Крови и слез не жалели. Результаты получились неплохие. Конечно, нарушители остались (все-таки Америка – это не Германия, где переход на красный свет – чрезвычайное происшествие). Но количество аварий по вине пешеходов резко сократилось. Думается, этот опыт для нас не лишний. А то Питеру грозит участь Боготы, где пешеходы при вопросе о правилах движения спрашивают: «А что это такое?»