«Металлическая болезнь» и ее симптомы

– Можно только удивляться их ловкости и умению, – сетовал как-то в приватном разговоре генеральный директор компании «Псковэнерго» Вениамин Пинхасик. – Рискуя жизнью, они умудряются разукомплектовать даже линии, которые находятся под напряжением в несколько тысяч вольт. При этом особо хочу подчеркнуть: техническое оснащение у них самое современное.
«Только за апрель по области было совершено 16(!) преступлений, связанных с хищением электрооборудования. Так, в деревне Богородицы Пыталовского района была совершена кража проводов. Подозреваемый, гражданин 1965 г. рождения, задержан.
Куньинский район, деревня Новотроицкое. Трое неработающих граждан (1976, 1971 и 1984 гг.р.) с трех пролетов высоковольтной линии электропередачи сняли в общей сложности 22 кг алюминиевого провода» (из оперативной сводки УВД Псковской области).
А теперь о масштабах убытков. Только ОАО «Псковэнерго» понесло ущерб порядка 64 миллионов 704 тысяч рублей. Понятно, что правоохранительные органы, собственная служба безопасности не сидят сложа руки, тем не менее только за прошлый год в Псковской области было возбуждено 188 (!) уголовных дел по фактам краж проводов с линий электропередачи и еще 25 уголовных дел – в этом году. На деле это означает, что к началу весны в области из-за краж были лишены энергоснабжения 64 населенных пункта. Для сравнения – в прошлом году их насчитывалось всего 127. Рост, как говорится, налицо.
Если же переходить на «презренную прозу жизни», то сотни, тысячи человек на заре третьего тысячелетия продолжают сидеть без света. Чтобы как-то защититься от новых разбойников, люди сами выходят в дозор. Показателен в этом смысле пример деревни Веретье Великолукского района. Каждую ночь женщины (они, родимые!) с вилами и колотушками обходят поля и угодья, чтобы оградить свои 33 дома от наглецов. Но силы, увы, неравные. Была бы надежда на мужчин, но таковых в селе всего полтора человека: один старый да один малый. Не мудрено, что буквально на днях преступники, которые, естественно, пожелали остаться неизвестными, с интервалом в одну ночь сняли 10 км проводов. Сначала 6,5, а потом еще 3 с гаком.
Но самая крупная кража произошла уже в этом месяце, в деревне Алхимово Псковского района, где злоумышленники умыкнули 10 км провода весом в полторы тонны. Прихватили они с собой и две железобетонные опоры. Также не досчитались металлической конструкции высотой 20 метров (вес – 7 тонн!) и в пригороде Пскова. Сметная стоимость одной такой «штучки» – 98 тысяч рублей.
– В чем-то мы похожи на донкихотов, – с горьким юмором констатирует Пинхасик. – В течение года мы уже восстановили энергоснабжение более чем в 200 населенных пунктах, многие из которых были обворованы по третьему (!) разу.
А вот и самый свежий случай, который произошел в деревне Ветеря Гдовского района. Здесь сотрудники органов внутренних дел задержали сразу четверых «металлистов». Все они (к слову, азербайджанцы по национальности) были застигнуты стражами порядка, когда снимали последние метры с почти четырехкилометровой линии электропередачи. При этом общий вес награбленного составил чуть меньше тонны.
Комментировать эти факты достаточно трудно, тем не менее вопрос «на засыпку» сформулировать очень легко: если провода воруют, то значит, это кому-то выгодно? При этом легко предположить, что многочисленные (по большей части нелегальные) приемные пункты, разбросанные по всей области, и их неопознанные – пока – хозяева заинтересованы в расширении этого бизнеса. Всего один пример из журналистской практики. Побывав не так давно в одной из деревень Стругокрасненского района, расположенной на трассе «Киев – Санкт-Петербург», я обратил внимание на странный домик, вокруг которого был навален металлолом. На вопрос «это что, приемный пункт?» мой простодушный провожатый ответил:
– Не-е-е… Здесь дядя Вася живет. Он металл и принимает.
Из дальнейших расспросов выяснилось, что этому местному жителю везут «железо» все кому не лень. И почти каждую ночь к его дому подъезжает машина с притушенными фарами. Двадцать минут работы – и все скупленное (читай, краденное) оказывается в ее кузове. А дальше, как говорится, ищи ветра в поле.
«Себежский район. Деревня Долгорево. С высоковольтной линии было снято почти 70 кг алюминиевого провода. Ущерб составил 8 тысяч 600 рублей. Подозреваемый, ранее судимый гражданин 1963 г.р., задержан.
Дновский район. Деревня Васьково. Открытым способом совершена кража 686 метров алюминиевого провода. Общий ущерб составил 2 тысячи 600 рублей. Подозреваемый, местный житель 1968 г.р., задержан.
Великолукский район, деревня Власково. С 6 пролетов линии электропередачи совершена кража проводов. Совершил нигде не работающий местный житель, 1973 г.р.» (из оперативной сводки УВД Псковской области).
И таких неофициальных приемных пунктов – множество. Они не зарегистрированы, но, тем не менее, все в округе знают, где в любое время дня и ночи можно раздобыть на бутылку. А вот еще один почти анекдотичный случай.
Однажды работники службы безопасности «Псковэнерго» возвращались с очередной проверки. На обочине «голосовала» некая пара: мужчина и женщина. Каково же было изумление охраны, когда они увидели, что в тяжеленных сумках, которые погрузили с собой «автостопы», был аккуратно нарубленный и уложенный алюминиевый провод. Понятно, что до приемного пункта голосующие не доехали, и им пришлось давать объяснение в отделении милиции.
Если учесть, что стоимость лома цветных металлов колеблется от 40 рублей и выше, то легко понять, почему этот бизнес такой привлекательный. Для справки: бутылка самогона в Псковской области стоит в среднем 25 рублей. Сальдо не в пользу цивилизации.
Есть ли способы борьбы с этим злом? В «Псковэнерго» предлагают самый простой и, по их мнению, пока самый доступный: запретить приемку металла без санкции энергетиков. Другими словами, на каждую партию должна быть бумажка, подтверждающая, что этот лом не краденый. Тем не менее этот сигнал «SOS!» до сих пор так и не услышали во властных структурах. А может быть, тот бизнес кому-то очень выгоден?
...Не так давно при досмотре одного из железнодорожных составов, направляющихся в Эстонию, российские таможенники обнаружили вагон, который был доверху завален… латунными и бронзовыми надгробными табличками. Тут же лежал аккуратно нарубленный алюминиевый провод. «Ивановы», «Петровы», «Сидоровы» и иже с ними спокойно ждали своей очереди, чтобы попасть на переплавку.
– Кощунство! Издевательство!! – возмущался таможенник, рассказавший эту историю. Тем не менее ничего кроме негодования ему не оставалось. Согласно существующим законам, весь этот груз не что иное, как… металлолом.