Кризис тюремной власти

11 июня в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы, расположенном на базе лечебно-трудового профилактория города Пушкина, прошел конкурс профессионального мастерства начальников отрядов. Лучшие представители этой сложной профессии из двенадцати изоляторов и колоний Петербурга и Ленобласти неторопливо боролись за право обладания почетной грамотой, денежным призом в размере 500 рублей и возможность выступить на заключительном этапе конкурса, который состоится в Самаре и станет чем-то вроде всероссийского первенства.
В перечень соревновательных дисциплин конкурса вошли: бег, стрельба, подтягивание, демонстрация теоретических знаний, а также боевых приемов борьбы. Последние выполнялись вдумчиво и обстоятельно, как будто это был не рукопашный бой, а разучивание польки-бабочки. Сорокалетние мужчины становились в боевые стойки и изображали указанные в экзаменационных билетах удары и блоки. Со стороны это смотрелось как замедленная съемка. И если не считать неплохой уровень силовой подготовки, показанный при подтягивании, чего-либо удивительного с точки зрения спортивно-профессиональных достижений не произошло. Меньше половины уложились в нормативы по стрельбе.
В общем, атмосфера спокойствия с легким оттенком нигилизма царила буквально во всем. И это легко объяснимо. При всей своей необходимости и даже культовой значимости для заключенных, начальник отряда зарабатывает ничтожно мало, чем и объясняется некомплект, возымевший уже хронический характер. Сегодня на эту должность идут работать военные, попавшие под сокращение штатов. Стимулом для них выступает не столько заработная плата, составляющая всего лишь 2500 рублей, а льготы (к примеру, по оплате жилья и коммунальных услуг) и возможность получать максимум военной пенсии к концу службы, так как выслуга лет с переходом в Минюст сохраняется. А год на зоне идет за полтора. В то же время можно себе обеспечить неофициальный приработок в частном охранном предприятии, хотя такой деятельностью начальнику отряда по закону заниматься запрещено. Верхи же зачастую закрывают глаза, понимая, что глумиться над начальниками не следует. Они и так поставлены в незавидное положение. Тем не менее и эта призрачная стабильность может сильно пошатнуться. Июльское увеличение зарплаты, пусть и в два раза, но отмена при этом практически всех льгот служит поводом для неутешительных прогнозов. Из-за пущей текучки кадров зэки рискуют остаться без присмотра. С другой стороны, как утверждает Павел Былинкин, заместитель начальника учебного отдела Института повышения квалификации, в ближайшее время возникнут серьезные проблемы с подготовкой молодых специалистов. Приток молодежи на низкооплачиваемую работу, естественно, крайне маленький. Тем не менее драматизировать ситуацию не стоит. В мае на заседании экспертов Евросоюза, прошедшем в Петербурге, речь шла о вливании иностранных капиталов в российскую пенитенциарную систему. И по слухам, первый транш уже не за горами.
Как бы то ни было, но конкурс показал, что есть пока начальники в русских тюрьмах. Победителями соревнований стали: Алексей Ильин – начальник отряда обуховской колонии, Михаил Носевич из выборгского изолятора и Олег Анисимов из колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних.