«Безопасное колесо 2002»: питерская версия

В Хельсинки около 80% жителей – велосипедисты. Это не означает, конечно, что все они одновременно жмут на педали. Но если захотят – никаких проблем с этим не возникнет. Практически во всем городе есть велодорожки. Их протяженность – около тысячи километров! Таких успехов финны достигли за последние 30 лет. Так что и нам не поздно начать создавать веломаршруты по Петербургу уже сегодня. Благо велосипедистов на наших дорогах появляется все больше.
Недавно о велотранспорте все-таки вспомнили. Поводом послужило проведение в Санкт-Петербурге Всероссийского финального конкурса-соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо 2002». История этого мероприятия уходит своими корнями глубоко в советское прошлое. В 70-х годах в пионерлагере «Орленок» стали проводить подобные соревнования для юных инспекторов движения. В принципе, и сегодня звучат подобные формулировки. Но с кончиной пионерии слабо вериться в активное существование каких-либо организаций юных инспекторов. Тем не менее одной из задач «Безопасного колеса» является привлечение туда детей.
Но вербовка кадров – не главное. Высшая цель – пропаганда ПДД среди ребят, совершенствование работы по предотвращению ДТП с участием детей и подростков. Для этого по всей России проводятся местные соревнования, а победителей отправляют защищать честь региона на финальную часть, место проведения которой каждый год меняется.
Суть «Безопасного колеса» заключается в знании детьми ПДД, умении водить велосипед в автогородке и на «фигурке», оказывать первую доврачебную медицинскую помощь. К тому же участники должны знать основы страхования, уметь починить велосипед, блеснуть художественной самодеятельностью на тему ПДД и нарисовать плакат по безопасности дорожного движения. Все это оценивает, как говорится, авторитетное жюри и начисляет штрафные баллы, если таковые получает команда. В командах – деление по половому признаку: два мальчика и две девочки. Всего, значит, четверо. Возраст – от 11 до 14 лет. Соревнования действительно можно назвать всероссийскими. В этом году 82 региона выставили свои команды.
Открытие «Безопасного колеса» прошло на Дворцовой площади 2 июня. О вкусах не спорят, но такого рода «шоу» рассчитаны явно на людей с крепкими нервами. После парада команд, в котором также участвовали картингисты и инспекторы ГИБДД на мотоциклах, начали «праздник». Возможно, для кого-то и было большой радостью видеть на импровизированной сцене группу «Диско-Мафия», но конкурсы для детей «кто громче крикнет» и «кто синхроннее подпрыгнет» были, мягко выражаясь, не на уровне культурной столицы.
Вообще, организация «Безопасного колеса 2002» – это отдельный разговор. Начать нужно с того, что детей разместили в г. Зеленогорске, а сопровождающих их взрослых – в поселке Репино. Организаторы объясняют этот факт «традицией соревнований». Так что все вопросы – к советским истокам «Безопасного колеса».
Что касается самих состязаний, то довольно странно было обнаружить ошибки в билетах для экзамена по оказанию первой медицинской помощи. К тому же без практических упражнений выявить знания по этой дисциплине невозможно. А их-то и не было. А для экзамена по ПДД почему-то использовались билеты, привезенные из Казани.
В прошлые годы победителя этого конкурса можно было определить еще до начала мероприятия. По месту проведения: выигрывал тот регион, где проходили соревнования. Питер в этом году отличился в лучшую сторону. Было объявлено, что команда нашего города и Ленобласти выступают вне зачета. Непонятно, зачем тогда вообще было начислять им баллы и сообщать, что Санкт-Петербург занял одиннадцатое место. Наверное, чтобы окончательно сломать эту традицию с заранее известным победителем.
А выиграла «Безопасное колесо 2002» республика Татарстан, «серебро» взял Краснодарский край, третье место досталось Тюменской области. Занятный факт: если Татарстан набрал 56 штрафных баллов, то команды, занявшие места начиная с 70-го, например, набрали от 1000 до 1500 баллов. Напомню, что целью «Безопасного колеса» является совершенствование работы по предотвращению ДТП с участием детей и подростков. А в некоторых регионах работа эта находится, по-видимому, на ужасающем уровне.
Другая проблема, уже наша, – отношения Управления ГИБДД Санкт-
Петербурга и Ленобласти с Комитетом по образованию. Если учесть, что «Безопасное колесо» – пожалуй, единственное крупное мероприятие ГИБДД такого рода, то их взаимодействие было бы не лишним. Ведь пропаганда ПДД – это одно, а обучение детей безопасному поведению на дороге – другое. И осуществляет это обучение школа. Раньше эта кооперация существовала, но с недавних пор всю ответственность за это мероприятие ГИБДД взяла на себя. Нежелание делить славу главного агитатора приводит к конфронтации, которая на снижение детского дорожно-транспортного травматизма положительного воздействия не оказывает. А именно в школах готовят участников для того же «Безопасного колеса». И без участия образования ГИБДД просто не смогла бы осуществить это мероприятие.
Безусловно, есть и положительные стороны в «Безопасном колесе 2002». Например… оно удалось! Если откинуть все, что называется, досадные просчеты, то можно сказать, что дети получили удовольствие и ценные призы. Многие участники впервые приехали в Петербург, и организованные для них экскурсии по Эрмитажу, Петропавловке и Петергофу стали отличным подарком. Взрослые обогатились знаниями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и одновременно неплохо отдохнули.
Теперь осталось только расширить ареал «Безопасного колеса». Ведь в Петербурге о соревнованиях знали, по сути дела, только в ГИБДД и очень немногие люди в образовании. Отсутствие рекламы не позволило Всероссийскому финальному конкурсу-соревнованию распространить свои благие веяния даже на наш город. Вместо того чтобы тратить деньги на приглашение «секс-символа эпохи» Дмитрия Нагиева на церемонию торжественного закрытия детских соревнований, можно было дать чуть больше рекламы в СМИ.
И конечно жаль, что забыли… велосипед, как это ни парадоксально. Это был отличный повод привлечь внимание к этому виду транспорта. Да, дети показывали умение правильно управлять велосипедом. Но кто это видел? Да и сам велосипед больше нигде не появлялся. Даже на параде не было ни одного велосипедиста!
А жаль. Возможно, тогда бы был шанс начать догонять Хельсинки хотя бы в этом вопросе. Пока же действует распоряжение губернатора, запрещающее движение велосипедистов по большинству центральных дорог города. Запретить ведь проще, чем развивать.