Дезертирское подполье

<z>Разговор с беглецом</z>
Этот человек встретился мне в квартире «типа притон», где что ни обитатель – то герой для криминального очерка. Вот и данный персонаж обитал в этом пропахшем табаком и спиртным гадюшнике уже несколько месяцев, стараясь как можно реже выходить из помещения. По той простой причине, что вот уже несколько лет в бегах – после того, как дезертировал из армии.
К предложению побеседовать Слава сперва отнесся настороженно. Лед несколько растаял лишь после долгих заверений, что ни его фамилия, ни тем более фотография в печать не попадут. Родом он из Хабаровска. В 1998 году его призвали в армию и отправили служить под Архангельск, охранять какие-то склады. Слава толком не может объяснить, что подвигло его удариться в бега после года службы. По его собственным словам, дедовщина в части была «в пределах нормы». По крайней мере, неуставные отношения не явились причиной того, что Слава «сделал ноги» из армии.
– Не знаю, что меня подвигло. Тоска какая-то навалилась. Захотелось вот на волю – и все тут! Сначала я, впрочем, в самоход в ближайшую деревню отправился. Выпил там самогонки. Потом еще…
В общем, прочухавшись через три дня, Слава решил не возвращаться в часть. И двинул в сторону ближайшего шоссе... Правда, после он случайно проговорился, что пьянку-то он устроил на деньги, украденные у товарища.
Несмотря на несколько абсурдные причины дезертирства, оказавшись на воле, Вячеслав начал действовать очень расчетливо. Большинство дезертиров попадаются спустя несколько часов после побега. Благо в армии существует инструкция, подробнейшим образом описывающая мероприятия по их поимке. Да и куда податься человеку в военной форме без денег и документов?
Пытаясь обмануть бдительность военных, Слава уже через несколько часов после побега снова нарушил закон. Выбив стекло в одном из домов на окраине соседнего поселка, он разжился одеждой и кое-какими продуктами.
На перекладных добрался до Питера, рассудив, что в большом городе легче скрыться. Куда может податься человек без денег и документов? Только в теневую экономику или криминал. Вячеслав побывал всюду. Работал у ларечников, торговал наркотиками. Жил где придется. На чердаках, в подвалах, у случайных собутыльников и барышень... Один раз даже приобрел фальшивый паспорт. Но выяснилось, что тут его «кинули» – документ был на фамилию человека, находящегося в федеральном розыске.
Самое веселое началось, когда Слава оказался в квартире (а точнее – притоне), где обитала компания панков. Ребята добывали деньги на наркотики, грабя машины. В конце концов всех повязали. Только Славе удалось вовремя смыться.
Теперь вот нашел себе место на другой «нехорошей квартире», обитатели которой тоже добывают себе средства на ежедневную выпивку отнюдь не честным трудом.
– А что поделаешь? На дворе зима, куда я денусь?
– Но ведь с тех пор, как ты сбежал из части, несколько раз объявляли амнистию. Не проще ли сдаться и дослужить?
– А если все мои дела всплывут? В тюрьму идти? Нет уж. Бог даст – повезет, все как-нибудь утрясется...
<z>Криминальные беглецы</z>
Другой персонаж, регулярно околачивающийся возле фонда «Ночлежка» и «косящий» под бомжа, не скрывает, что подорвал из армии потому, что вот-вот должны были всплыть его аферы на складе с казенным обмундированием. Это, кстати, нередкий случай. Так,
в позапрошлом году двое солдат, проходивших службу в Твери, сбежали из части, опасаясь наказания за хищения (они продавали налево казенное горючее). Беглецы направились в Петербург и по дороге захватили милицейскую машину. В городе они скрывались по чердакам, пока их не задержала милиция,
А вообще, если посмотреть список «подвигов», совершенных дезертирами, то вера в то, что все это несчастные жертвы ужасных армейских порядков, исчезает со скоростью света.
Трое военнослужащих убежали с оружием из части, расположенной в Ленинградской области. За несколько месяцев, пока они гуляли на свободе, солдатики совершили несколько ограблений, одно из которых закончилось убийством. Дезертиры застрелили хозяина дома, который пытался оказать им сопротивление.
В Московской области среди бела дня покинул часть солдат, прихватив с собой оружие. Он ограбил магазин и был таков. Через несколько часов его окружили, но беглец не пожелал сдаваться и устроил перестрелку. Два человека ранены. В Бурятии дезертир при попытке ограбления киоска смертельно ранил продавца. И так далее и тому подобное.
А ведь это только те, кого поймали на криминале. А сколько тех, кто, натворив черт-те чего, успел добежать до каких-нибудь там «матерей», и теперь рассказывает, какой он бедный, несчастный и в белом фраке. Благо у нас всегда найдется множество проплаченных Западом «правозащитников», у которых государство виновато по определению. Которые готовы взять под защиту хоть черта лысого, лишь бы в очередной раз пнуть непобедимую и легендарную.
А возвращаясь к дезертирам… По разным данным, в России сейчас находится в бегах от 10 до 40 тысяч человек. И многие из них успели уже столько натворить, что никакая амнистия им не поможет. Они сделали выбор: вместо двух лет службы – годы «крысиной» жизни в подполье. С перспективой тюрьмы в финале.
<z>Кстати</z>
Уголовный кодекс гласит, что «дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу, наказывается лишением свободы на срок до семи лет, ст. 338, п. 2. Дезертирство с оружием, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по сговору, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет». Правда, военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, может быть освобожден от уголовной ответственности, если оно явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. К ним относятся факты неуставных отношений в части, неожиданная смерть или болезнь родственника, сложное материальное положение семьи.
Но за все «подвиги», совершенные во время нахождения в бегах, отвечать все равно придется.