говорят, что Шариков вечен!

Затем (правда, с сорокаминутным опозданием) началась «шоу-программа» – символическое изгнание из дворов коммунальной гидры и духа Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Гидру изображал семилетний мадагаскарский удав по имени Владик, которого носила на руках его хозяйка – лауреат многочисленных конкурсов и заслуженный артист Белоруссии (еще советской) Татьяна Терещенко. Удаву было скучно, и он совершенно не реагировал на атаки супруга Татьяны – Владимира, игравшего дворника, – правда, почему-то в клоунском гриме. Наконец, появился и сам булгаковский герой. Как и требовалось по сценарию, он напрочь отказывался уходить с полюбившейся ему территории и повторял (иногда с подсказки зрителей) фразы из «Собачьего сердца» – типа, «чисто, как в музее».
Наконец, это странное зрелище (которое, к слову, продолжалось не более пяти минут) завершилось. И беседа потекла в более осмысленном русле. Как рассказали местные депутаты и чиновники, проект, начатый еще пять лет назад, развивается вполне успешно. Так, облагороженная первой Малая Конюшенная улица уже три раза окупила сделанные в нее вложения. В первую очередь, естественно, за счет вторичного рынка жилья и различных магазинов. Обещают принести прибыль и другие подобные начинания. Такие, как соседний двор по Невскому, 90. Там работы (мощение, озеленение, освещение, установка светильников, козырьков и фасадов) начались в мае, а закончатся уже в сентябре или октябре этого года. Причем местные жители, по уверениям строителей, готовы терпеть многочисленные неудобства и даже время от времени проводят субботники.
Но здесь возникла еще более интересная тема для разговора. Как оказалось, далеко не всем нравятся местные преобразования. Скажем, в вышеупомянутом дворе дома 88 уже отсутствуют некоторые элементы ковки, кое-где по нескольку раз приходилось менять скамейки и лампочки. Кто занимается вандализмом, местные Шариковы или залетные, никто сказать не может – городового, как известно, к каждому не приставишь. А милиция объезжает дворы не чаще раза в неделю – на большее у нее просто нет времени и сил. К сожалению, не дают никакого видимого эффекта и различные программы «благоустройства душ». То есть, проще говоря, бесед, призывов и укоров со стороны местной администрации. Разрушения появляются вновь и вновь.
В результате участники диспута, плавно перетекшего из двора в расположенное неподалеку кафе, пришли к неутешительному выводу. Шариков и ему подобные, к сожалению, явление практически неистребимое. В частности, населяющие сейчас центр города малообеспеченные граждане часто стараются действовать по принципу «Взять и поделить!». А поскольку поделить зачастую ничего не удается, в ход идет другая философская мысль: «Желаю, чтобы все!» В том смысле, что пусть тогда всем будет плохо. Поэтому единственный выход из создавшейся ситуации – переселить всех маргиналов и люмпенов на окраины, и пусть они там делают все, что хотят (почти). А центр заселят богачи, которые, как предполагается, на территории, благоустроенной за собственные деньги, гадить не будут. В общем-то, так уже и происходит. Так что скоро все будет хорошо. Если, конечно, Шариковы не станут мимикрировать под профессоров Преображенских. Что не исключено...