Чудь пограничная

Но костяком огромного организма, с каждым днем упорно приращивающего капитал, были автозаправочные комплексы. Сначала они опоясали Петербург, затем появились на улицах города, а со временем флаги «Балт-Трейда» взвились в Архангельске, Новгороде, Пскове, Костроме, даже на самой финской границе.
– С крещением, Пал Григорьич, – пошутил кто-то из немногочисленной свиты. А Капыш, водрузив на нос неизменные профессорские очки, неожиданно сказал, что лучше места, чем в затерянной на побережье деревеньке Сторожинец, для строительства порта не сыскать. Здесь, мол, и рыбы вдосталь, а если границу с Эстонией по воде открыть, так переход в сухопутном Ивангороде покажется детской игрушкой – путь и короче, и проще. И буквально через месяц в Сторожинце начались дноуглубительные работы. А через два года нанятые конкурентами армейские спецназовцы расстреляли капышевский джип из гранатомета в самом центре Петербурга.
Накануне был День Военно-морского флота и традиционные поздравления в холдинге, многие руководители которого надевали по случаю парадную офицерскую форму. Капыш, выросший в семье военного моряка, относился к этим людям с особым вниманием. И даже уходил он из мира, когда уцелевшая охрана вытащила шефа с оторванными ниже колен ногами, глядя на стоящие в Неве боевые корабли…
<z>Хлопотное дело – аренда госграницы...</z>
За пять лет «Балт-Трейд», учредивший для строительства и эксплуатации будущего порта дочернюю фирму «Гдов-Инвест», потратил на новое начинание более трех с половиной миллионов долларов. Работы не прекращались даже в самый тяжелый, кризисный 1998 год. Углубили дно до шести метров, как в питерском порту. Насыпали трехсотметровый мол. А флот, где есть и рыболовные суда, и грузовые баржи водоизмещением до шестисот тонн, и пассажирские катера на подводных крыльях, способные взять на борт пятьдесят человек, насчитывает нынче тридцать четыре единицы плавсредств.
В 1999 году портопункт Сторожинец был внесен во все профессиональные справочники мира, что означает – его может выбрать местом приписки судовладелец из любой страны. Конечно, на фоне крупных морских комплексов небольшой порт на Чудском озере кажется мелкой рыбешкой. Однако если учесть, что уже в этом году специалисты рассчитывают на объем обработанного здесь грузопотока в сто тысяч тонн, равно как и на то, что за навигацию пассажирская линия Сторожинец– Тарту обслужит три тысячи человек, перспективы более чем реальны. Тем более у существующего Псковского порта, в отличие от здешнего, нет ни причалов, ни площадок или грузовых терминалов, не говоря уже о возможности организации таможенного досмотра и пограничного контроля.
В конце минувшего июня состоялось подписание соглашения между Россией и Эстонией об окончательном установлении границ. В соответствие с ним в течение шестидесяти дней две страны получат дополнительные связующие нити переходов, основным из которых – по воде – и станет Сторожинец. Уже сейчас в порту созданы необходимые удобства для транзитных пассажиров и рыбаков, есть небольшой отель, по удобству не уступающий престижной базе отдыха. Немудрено, что о новом коротком пути успели прознать коммерсанты. Особенно торопят эстонцы, ведь когда-то грузооборот необорудованного Псковского порта достигал за навигацию пятисот тысяч тонн. Что же касается рыбы, то ее два десятка предприятий по обе стороны границы ежегодно вылавливают порядка трех тысяч тонн. По расчетам специалистов, эта цифра может быть увеличена вдвое, просто на озере недостаточно производственных мощностей и, главное, нет порта для дальнейшей транспортировки продукта. Структура грузопотока на Чудском озере довольно традиционная: лес, торф, песок, контейнеры. Но если замысел руководителей «Гдов-Инвеста» удастся, со временем в порту появится паром. Хотя перевезти несколько груженых автомобилей можно пока и на барже, но паром позволит поставить дело на поток. С точки зрения экономики, идея привлекательна и для дальнобойщиков, и для тех, кто перегоняет из Европы иномарки.
В августе в Сторожинце заработает мобильная связь, чуть позднее будет введена дополнительная АТС, появятся пятьдесят стационарных телефонных линий. Но основное – со дня на день сюда начнут переезжать пограничники и таможенники, представители СЭС, ветеринарной инспекции и других необходимых служб. Для работы «государевых слуг» уже подготовлены требуемые помещения. Еще чуть-чуть – и прощай, вольница, на линию госграницы сможет выйти лишь единственный гражданский человек – генеральный директор «Гдов-Инвеста» Андрей Князев. И то по специальному разрешению.
А единственный на Чудском озере порт, приобретя черты российской державности, останется частным. В нем будут работать полторы сотни псковичей и петербуржцев. Как говорят портовики, от распыления льда до ледостава к причальной стенки будут пришвартовываться суда. И вот же совпадение: именами апостолов Петра и Павла названа крепость, символизирующая почти триста лет российское могущество на Балтике. Петр Романов прорубил окно в Европу. Спустя много лет его примеру последовал Павел Капыш, заново открыв Сторожинец для руссов и эстов.