Самая большая маленькая железная дорога

Здесь 10 станций, между которыми курсируют поезда. Причем движутся они с такой скоростью, что их крупные собратья могут только позавидовать. Минута – и поезд уже проделал путь между «Фонтанкой» и «Движенцем».
«Самая большая маленькая железная дорога» (находящаяся, кстати, в Петербурге) является отнюдь не игрушкой. Это тренажер для студентов, обучающихся в ПГУПСе (экс-ЛИИЖТе). Длина этого мини-монстра порядка 74 метров. Одной аудитории на такую махину не хватило, пришлось задействовать четыре. Между прочим, в других заведениях нашей (и не только) страны обучение студентов строится обычно по другой схеме. Никаких наглядных пособий нет, все огранивается работой на компьютере и созерцанием виртуальной реальности.
Заезжие иностранцы (немцы, китайцы и японцы), глядя на столь масштабный тренажер, не скрывают своего восхищения. И советуют занести российскую железную дорогу в Книгу рекордов Гиннеса. Документы в соответствующие инстанции пока не поданы, но шальные мысли об установление рекорда в головах уже забродили.
– В какую сумму может быть оценена эта железная дорога?
– Точную сумму назвать не могу, – говорит один из создателей будущей рекордсменки профессор Владимир Александрович Кудрявцев. – Но не один миллион рублей.
– В таком случае, не беспокоитесь ли вы за ее сохранность?
– А зачем? Целиком ее украсть невозможно. А в размонтированном состоянии она ничего не стоит.
Нельзя сказать, что маленькая железная дорога появилась в аудиториях вуза вчера. Она стоит в ЛИИЖТе аж с 61 года, лишь частично меняя оформление. Совершенно понятно, что 40 лет назад мини-дорога (впрочем, также как и большая) выглядела несколько иначе. Вагоны имели другой вид. Никакого антуража (в смысле трогательных деревьев, лошадок и мельниц) тогда не было. А чтобы поезда (как и полагается) бегали по рельсам, моторчики заказали на Ульяновском авиационном заводе.
Когда после 30 с лишним лет службы дорогу было решено реконструировать, преподаватели ЛИИЖТа, не мудрствуя лукаво, взяли за основу детскую железную дорогу, которую и автоматизировали. Процесс растянулся на год.
Внешне дорога выглядит вполне законченной. Но создатели считают, что необходимо еще установить селекторную связь, автоматизировать шлагбаумы...
На мини-дороге в числе прочих поездов присутствует и «Сокол» (несколько неудачно начавший свою карьеру в действительности). В данный момент миниатюрный скоростной экспресс не ездит. «Вот будет ходить его аналог, пойдет и наш», – говорит доцент кафедры Владимир Иванович Бадах.
Показательным является тот факт, что аварий на малой дороге не бывает. Поезд на красный сигнал не пойдет (системой не предусмотрено). А вот сойти с рельсов – может. Для этого достаточно, чтобы на пути вагонов оказалась песчинка. Во избежание инцидентов, рельсы регулярно протирают, смахивают пыль специальной метелочкой.
У мини-дороги есть одна странная черта. На ее территории время бежит в 6 раз быстрее, чем в реальности. Этот шаг предпринят специально, дабы компенсировать размеры дороги и быстроту движения поездов.
Студенты 3–4 курса, для которых, в общем-то, и установлен этот гигантский тренажер, несмотря на другое течение времени в аудитории, все равно не успевают делать соответствующие записи. Слишком резвыми оказываются маленькие вагончики.
Кроме студентов, в сентябре работать с дорогой будут и опытные диспетчеры. С помощью тренажера они планируют освоить систему компьютерного управления, которая пока есть только на трех станциях Октябрьской железной дороги.