Трехсотлетняя труха

<z>Труха внутри</z>
Еще по итогам летнего выездного заседания коллегии Минкультуры, которое провел в городе на Неве министр культуры РФ Михаил Швыдкой, выяснилось, что список намеченных к реставрации федеральных памятников будет подкорректирован. Причины возможного сокращения размаха реставрационной подготовки к 300-летию Петербурга обрисовал представитель Северо-Западной дирекции Госстроя РФ, выступающей заказчиком и куратором на ряде объектов Минкульта, главный инженер СЗД Госстроя Игорь Теханович.
Он пояснил, что на ряде реставрационных площадок из числа 19 объектов, которые курирует Северо-Западная дирекция, сложилась прямо-таки критическая ситуация. Начало восстановительных работ показало специалистам, что предварительные оценки их стоимости оказались ниже необходимых сумм. Впрочем, речь не идет о специальном «занижении» стоимости работ. Такова технология реставрации: предсказать, что придется делать строителям на том или ином памятнике, можно лишь после его «вскрытия», когда уже начаты подготовительные работы.
В качестве примера Теханович привел ситуацию с Центральным Военно-морским музеем — историческим зданием Биржи. Изначально планировалось заменить лишь 10% площади фасадной штукатурки. Но когда старая была отбита, оказалось, что менять придется все девяносто. В этом со строителями были солидарны и специалисты по охране памятников (КГИОП).
<z>Не успели — опоздали</z>
К сожалению, российская привычка делать все в последний момент серьезно осложнила масштабные реставрационные работы в Петербурге. Сроки их окончания указаны президентом: к маю 2003 г. город должен выглядеть «на отлично». Но поскольку, подчеркнул Теханович, финансирование подготовки к празднику — бюджетное, то у него должна быть «юридически чистая правовая база», иначе неизбежны обвинения в разбазаривании народных средств и воровстве. А после жесткой критики со стороны президента и федеральных контролирующих структур все организации, причастные к юбилейным деньгам, перестраховываются с большим усердием, чем обычно. Из-за этого главная беда даже не в том, что после обнаружения «расширения» фронта работ реставраторам требуется больше денег, чем было запланировано. Приходится согласовывать новые проекты в многочисленных контролирующих организациях, переоформлять документацию и договоры, а времени это порой занимает больше, чем сама реставрация.
Что же касается дополнительного финансирования реставрационных работ, то, по словам главного инженера, средств может потребоваться в два раза больше, чем федеральным бюджетом выделено на эти цели в текущем году, — 496 млн. рублей на 19 памятников, за восстановление которых отвечает Госстрой. Как сообщил Теханович, руководство СЗД Госстроя уже направило в Министерство экономики справку с обоснованием необходимости выделения дополнительных средств, причем минимальная сумма затребованного строителями составила 210 млн. рублей.
Это все же минимум, а в реальности на реставрацию павильонов Большого Петергофского дворца необходимо в этом году дополнительных 50—57 млн. рублей, на восстановление Восточного павильона Адмиралтейства — еще 12 миллионов. Не менее сложная ситуация с Шуваловским дворцом и зданием Национальной библиотеки. И несмотря на то, что на следующий год предусмотрено выделение из госбюджета еще больших сумм, «залезть в карман» 2003 года юридически невозможно. По словам Игоря Техановича, глава Госстроя Анвар Шамузафаров после недавней инспекционной поездки заявил, что дополнительные работы по реставрации могут быть запланированы только на следующий год, на 2002-й лимиты не изменятся.
<z>Доплата за просчет</z>
Своеобразная ситуация с увеличением расходов на реставрацию сложилась с одним из любимейших в городе учреждений культуры — Государственным театром музыкальной комедии. Он относится к первоочередным объектам федеральной программы «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга», согласно которой из федерального бюджета на ремонтные работы по театру запланировано 233,9 млн. рублей. Рост будет довольно незначительным — чуть более 2 млн. рублей, но пример этого театра вполне характерен для общей ситуации в строительно-реставрационной сфере Северной столицы в предъюбилейный период.
Знаменитый театр, к сожалению, с самого начала реставрации преследуют неудачи. Его Большая сцена, подарившая отечественной публике «Летучую мышь» и «Сильву», уже второй десяток лет не может принять зрителей. Казалось, еще весной, по сравнению с состоянием большинства петербургских памятников, в преддверии 300-летия удостоившихся внимания федерального бюджета, ситуация с реставрацией театра была близка к идиллической. Его директор Владимир Пашков сообщил корреспонденту «Версии в Питере», что восстановительные работы в историческом здании на площади Искусств завершены на 80—90%.
Серьезно пострадавший в блокадные годы театр был довольно быстро воссоздан после войны. Однако занимавшийся этим стройотряд МПВО, не имея специальной подготовки, второпях попросту «замазал» обычной краской богатейшие интерьеры особняка начала XVIII века. Нынче же в здании практически завершена комплексная научная реставрация, вернувшая Петербургу еще одну жемчужину архитектуры. Впрочем, на пути к удачному завершению восстановительных работ руководству театра пришлось добиваться расторжения договора с предыдущим заказчиком, коим являлся городской Комитет по культуре. Выполнявшую работы подведомственную комитету организацию АЗО «Реставратор» Владимир Пашков, не смущаясь, назвал «импотентной», бессмысленно тратившей бюджетные деньги и оставившей после себя массу недоделок и халтуры.
<z>От перемены мест...</z>
Смена в конце прошлого года заказчика и исполнителей работ поначалу также не принесла облегчения руководству театра. Причина, по мнению директора, в том, что когда объект из чисто городского стал федеральным, где-то в городских структурах притормозилось переоформление необходимых договоров и соглашений. В результате обиды и амбиций чиновников запланированные на этот год 80 млн. рублей не попали в федеральный бюджет, из которого ведется финансирование реставрации театра. Возможно, считает Владимир Пашков, в Комитете по строительству Санкт-Петербурга просто «поскромничали» затребовать федеральные деньги, которые уже лежат на счете. В результате тормозится не только приобретение театральной техники, но с января этого года неоплаченной остается работа строителей и реставраторов. Проблема, по словам Владимира Пашкова, решается уже на уровне Совета министров, куда уже обратилось руководство Госстроя.
К несчастью, злоключения храма муз этим не исчерпываются. В середине мая обновленное здание театра дало трещины. Этого, пожалуй, и следовало ожидать, глядя на развернувшуюся по соседству масштабную стройку. В возведение грандиозного сооружения под названием «Гранд Палас» площадью 20 тыс. кв. метров вложено несоизмеримо больше средств, чем в восстановление храма культуры — по некоторым данным, порядка 20 млн. долларов. Под крышей нового пассажа между Невским и Итальянской улицей планируется разместить сотни шикарных бутиков, рестораны, банки, офисы и напичкать весь этот Вавилон самой современной техникой. Проектировщики, как ни странно, забыли, что Северная столица построена на болоте. Естественно, что нагрузка от суперсовременного монстра оказалась значительно выше, чем от флигелей и особняков прошлого века. И когда начали рыть котлован, в него охотно хлынули подземные воды. Строители «Гранд Паласа», разумеется, озаботились спасением собственного творения, однако в результате откачки воды фундамент соседствующего театра оказался на 40 сантиметров ниже и на свежеотреставрированных стенах появились трещины в несколько сантиметров шириной.
<z>А кто ответит?</z>
По словам заместителя директора Северо-Западной дирекции Госстроя России Александра Владимирова, сразу же был составлен акт по данному факту и начато собственное расследование. Дирекции пришлось выяснять, кто заказчик, генподрядчик работ по соседнему объекту, какие согласующие документы есть, кем подписаны. Также специалисты решали вопрос, что можно предпринять, чтобы восстановить здание театра, находящегося в стадии завершения ремонтных работ. Любопытно, что проектирование нового торгового комплекса в современном стиле, для фундамента которого, собственно, и рылся злополучный котлован, велось известной в городе фирмой ООО «Архитектурная мастерская «Студия 44» под чутким руководством председателя Комитета по охране памятников (КГИОП) Никиты Явейна. Странно, что глава структуры, охраняющей петербургские достопримечательности, умудрился забыть о своих функциях, когда речь зашла об интересах родной фирмы.
К счастью, по словам ведущего инженера отдела капитального строительства Северо-Западной дирекции Госстроя Глеба Глебова-Зелинского, «до аварийной ситуации в здании Театра музкомедии не дойдет, достаточно будет ограничиться профилактическими работами». Такой вывод строители сделали по итогам обследования состояния театра, которое провела структура Госстроя России ФГУП «НТЦК по Северо-Западному федеральному округу». Согласно ее заключениям, «в настоящее время отсутствуют признаки аварийной ситуации, указывающие на опасность локальных обрушений конструкций; влияние прогнозируемой осадки на прочность и устойчивость несущих конструкций окажется незначительным». Эксперты рекомендуют провести укрепление фундамента и грунта под театром: «В данных условиях является наиболее эффективным инъекционное укрепление тела фундамента и грунта под его подошвой».
По словам Глебова-Зелинского, дирекция, чтобы не останавливать работы, временно взяла на себя расходы, связанные с экспертизой, которые обошлись ей в 500 тысяч рублей. Эти и другие расходы по театру, связанные с ликвидацией последствий строительных работ в «Гранд Паласе», будут в полном объеме возмещены фирмой-виновницей, сказал он. По предварительным расчетам, эти расходы могут составить, по словам ведущего инженера дирекции, более 2 млн. рублей. Как уверяют инженеры Госстроя, все работы по театру, несмотря на непредвиденные осложнения, планируется закончить в срок. Если, добавим, в «несчастливом» театре снова не произойдет какой-нибудь форсмажор.