«Ленфильм» по дешёвке

<z>Кто украл?!</z>
Немного истории. В 1996 году бывший директор Ленфильма и бывший зав. сектором кинематографии отдела культуры Ленинградского обкома КПСС Александр Голутва ушел на повышение, успев, как говорят, сделать «многое» в те смутные времена. На вакантное место пришел «художник и поэт» – режиссер Виктор Сергеев, который не выдержал на посту и двух лет. В одном из интервью нынешний первый замминистра культуры Голутва признается, что Сергеев ушел лишь по той причине, что видел в навязываемой реорганизации Ленфильма осознанное желание развалить и растащить накопленное за 85 лет. На посту, правда, с приставкой и.о., оказался Андрей Борисович Зерцалов, бывший зам. по производству Голутвы. Он и по сей день руководит студией
В мае нынешнего года многие СМИ поведали о том, что был ограблен новый звукотехнический комплекс Ленфильма, находившийся в 10-м корпусе, незадолго до этого построенном и оснащенном. По горячим следам ущерб от кражи оценили в полтора миллиона долларов. Правда, при ближайшем рассмотрении сумма вроде как оказалась раз в шесть поменьше. Дело было возбуждено следственным управлением Петроградского РУВД по статье 162 УК РФ (разбойное нападение). Версия произошедшего выглядела примерно так: 18 мая около 19 часов в помещение студии на Каменноостровском проспекте ворвались трое преступников. Они напали на начальника участка студии, связали его, после чего похитили дорогостоящую профессиональную аудио-видеоаппаратуру и скрылись.
Выглядит это странно, поскольку, по словам сотрудников компании, с хорошо охраняемой территории Ленфильма просто невозможно незаметно вывезти два фургона с дорогостоящей аппаратурой. Зато в студийных курилках активно говорят о соседствующем с корпусом кафе «Троицкий мост», отделенном только решеткой с замком. При этом намекают на то, что, по слухам, учредителем заведения является заместитель Александра Зерцалова Сергей Кабановский, в прошлом, как говорят, сотрудник Петроградского РУВД. Впрочем, документального подтверждения этому нет, и все так и остается на уровне досужих домыслов. Так же на уровне версии осталось и предположение, что грабители работали на «наводке» ленфильмовского сотрудника.
Вскоре начались праздничные торжества, и историю с кражей забыли. Следствие велось, хотя сотрудников киностудии не опрашивали. А в августе дело было приостановлено по ст. 208 п. 1 УПК РФ в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Подписал этот документ зам. начальника СУ при УВД Петроградского района Санкт-Петербурга полковник юстиции Онохин. Об этом ни СМИ, ни сотрудникам, которые в следствии так и не поучаствовали, не сообщили.
<z>«Кина» не будет</z>
В данный момент в УБОП криминальной милиции направлено заявление одного из сотрудников Ленфильма, в котором описаны вопиющие, на его взгляд, действия руководителей киностудии. По имеющимся данным, на прошлой неделе по данному заявлению филиал Ленфильма на улице Тамбасова в Сосновой Поляне посетили сотрудники милиции.
Неужели дело только в возможно фальсифицированной краже? Оказывается – нет. Со слов сотрудников компании, средства, которые государство все же выделяет на капремонт, уходят непонятно куда.
Сегодня Ленфильм представляет собой базу для производства множества сериалов, «мыльных опер» и им подобных. Как такового КИНО, в истинном понимании этого слова, почти не производится. Что такое два фильма в год? Все это привело к тому, что были уничтожены уникальные цеха и технологии кинопроизводства. Так, к примеру, произошло с цехом комбинированных съемок. В период простоя на «вольные хлеба» был отпущен и цех обработки пленки.
Техническая база студии пока живет, но не обновляется, и даже для элементарного поддержания ее не выделяются даже минимальные средства. Кстати говоря, именно на Тамбасова некогда находился уникальный парк механизированной техники. В данный момент весь он хранится в одном неотапливаемом павильоне и «дышит» лишь за счет усилий энтузиастов. Из шестидесяти единиц техники только двадцать на ходу, остальное – гниет и ржавеет. Здесь вам и «собачий ящик», который снимали в «Собачьем сердце», броневик и грузовик начала XX века, машина на деревянных колесах, «Паккард» 20-х годов и «Опель» 29 года.
Все это, напомним, в одном ангаре, а остальные площади сданы. Редакция располагает документами, из которых следует, что площадка киностудии по адресу Тамбасова, 5, площадью почти десять тысяч квадратных метров, используются по договору аренды в качестве автомобильной стоянки… А оплата этой площади составляет 4500 рублей в месяц. Можно предположить, что остальное, совсем в других объемах, попадает напрямую в чьи-то руки. В противном случае директора Ленфильма просто альтруисты и меценаты. Мало того, еще две тысячи метров в здании автобазы были переданы в собственность «Санкт-Петербургской Северо-Западной транспортной компании» на основании инвестиционного договора.
Эти документы относятся ко времени «правления» Александра Голутвы и Зерцалова. По словам работников, ангары киностудии использовали не по назначению – к примеру, для хранения химикатов или рыбы. Тут уже есть о чем задуматься санэпидемстанции.
Или вот совсем недавняя история. Существует некий договор подряда на ремонт одноэтажного домика киностудии, размером 18 на 7 метров, высотой 3,5 метра на Крестовском острове. На штукатурку и покрытие кровли было истрачено 729 тысяч рублей. При самых нескромных подсчетах, эта сумма могла составить 250 тысяч рублей. Впрочем, систему с завышением стоимости материалов теперь знает уже даже младенец. И силовые органы за это могут только пожурить.
<z>Поделили мы Ленфильм</z>
Тут мы и приходим к искомой реорганизации, начало которой дал Указ Президента РФ от 4 апреля 2001 «О реорганизации федеральных государственных киностудий». Процесс продолжается до сих пор.
Сегодня Ленфильм поделен на два федеральных государственных унитарных предприятия: творческое производственное объединение «Киностудия “Ленфильм”», в ведении которого находятся работники студии, техника, коммунальные службы и Фильмофонд. В ведении второго предприятия будут все права на фильмы, снятые на киностудии «Ленфильм». Следующим этапом изменения статуса студии, по некоторым данным, станет акционирование Ленфильма – превращение его в открытые акционерные общества со стопроцентным участием государства. За акционированием, по уже сложившейся традиции, скорее всего, последует приватизация кинофабрик. То, что киностудии рано или поздно могут перейти в частные руки, в Министерстве культуры сегодня уже не отрицают. По причине недовольства этим процессом, поговаривают, был снят Министерством культуры с поста директора Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького Владимир Грамматиков.
Уже сейчас многие предполагают, что к сегодняшнему плачевному состоянию студию подводят совершенно осознанно. Ибо уже сейчас известно, что вся телестудия «Ленфильм» с техникой и сопутствующими площадями оценена всего в 120 миллионов рублей. Возможно, поэтому и нет ухода за раритетной техникой, ведь если скупить все за копейки, по балансовой стоимости, то потом, вложив энную сумму, это окупится сторицей. Мало того, в процессе реорганизации «за бортом» могут оказываться более 170 сотрудников съемочных групп (ХПО), которых перевели в Фильмофонд, где делать-то им совсем и нечего. Мягкий намек на ненужность?
Усмотрят ли правоохранительные органы какой-нибудь криминал в происходящем с Ленфильмом, пока неизвестно. Если мы и узнаем об этом, то, скорее всего, не скоро.