«Тошно смотреть»

Особый гнев вызвали рекламные растяжки на Невском: портят исторический центр. Намечаются крутые меры.
Для участников рынка атака Смольного стала полной неожиданностью. До заседания правительства, на котором прозвучали гневные слова, ситуация с наружной рекламой всех (кроме депутатов) устраивала.
Количество рекламы на улицах Петербурга – как в других европейских городах. Стилистика – скромная, питерская. В прошлом году оборот этого рынка составил 40 млн. долларов, городской бюджет получил налогами 11,7 млн. долларов. В 2004 году цифра должна вырасти до 14–15 млн.
Неплохо.
На самом деле именно эти цифры и объясняют столь неожиданный кризис.
Рынок наружной рекламы – из наиболее бурно растущих (до 20 процентов в год). По объему он в восемь раз меньше московского, однако дает в бюджет всего в 1,5 раза меньше, чем в Москве.
Механизм наружной рекламы, созданный в Питере, в разы эффективнее, нежели в Москве. И настолько же – в разы – привлекательнее.
Исправление его перекосов – несложная задача: коли не нравятся растяжки на Невском, ограничивайте их количество и тематику. Но главный художник города предложил просто убрать «огромное количество рекламы» из исторического центра. А чтобы компенсировать потери – повысить расценки на рекламу в спальных районах и заставить участников рынка заменить биллборды более совершенными (и более дорогими) системами «призма вижн».
Замечу: главный художник – тот самый человек, который еще недавно успешно давал согласование на размещение всех рекламных растяжек. Особенно на Невском. Теперь он – главный борец за «эстетический вид» города.
Каковы возможные последствия?
Их два.
Резкий рост арендной платы, требование быстро вложить огромные средства в модернизацию рекламоносителей приведут к уходу с рынка многих питерцев. У них для этого нет денег.
Резкий рост рекламных расценок заставит питерских рекламодателей тоже покинуть этот рынок.
Сам рынок наружной рекламы, конечно, никуда не исчезнет. Но вакуум на нем заполнят другие игроки, располагающие необходимыми финансовыми ресурсами.
Догадайтесь с трех раз, кто это?
Московскому бизнесу давно тесно в столице. Он давно видит в Петербурге лакомый кусок. Но Москва не хочет честно конкурировать, предлагая более эффективный менеджмент. Ее-то менеджмент на этом рынке, как видим, никуда не годится.
Московский бизнес идет в Питер, используя совсем другие инструменты: административное давление, выгодную ему ломку правил игры. На топливном рынке, в строительстве, на рынке наружной рекламы.
Городской бюджет от этого потеряет: эффективность «московской модели» известна. Питерский бизнес тоже проиграет.
Кто выиграет?
Тот, кто придет на этот рынок в ближайшие месяцы. И еще – чиновники, которые лоббируют сейчас интересов чужаков.
Те самые люди, которые больше всех говорят о необходимости борьбы с коррупцией.