Король умер вновь

Признаюсь, я не большая любительница костюмированных драм, но угрюмая физиономия Кромвеля (Ротт) на афишах не могла не привлечь внимания. Опыт показывает, что если в фильме задействован этот актер, значит кино как минимум качественное.
Мятежный генерал Кромвель, прославившийся не только как «убивец» английского короля Карла I (Эверетт), но и как поборник справедливости, новатор и редкостный психопат, не в первый раз привлекает внимание Голливуда. В 1970 году Кен Хьюз уже снимал «про Кромвеля», тогда в роли генерала выступал Ричард Харрис. В фильме Баркера речь идет не столько о Кромвеле, сколько об истории его дружбы с лордом Ферфаксом (Дагрей Скотт). Надо отметить, что дружба эта ставится историками под сомнение – возможно, что лорд не слишком-то любил генерала.
«Темная лошадка» Ферфакс – фигура неоднозначная. Известно о его безмерной преданности плененному королю и в то же время о соратничестве с Кромвелем. За неимением исторических подробностей Баркер выдумал историю дружбы двух сильных мужчин, пути которых разошлись. И конечно не обходится без женщины. Жена Ферфакса, по выражению Кромвеля, «второй генерал в доме», происходит из благочестивого семейства и не позволит своему мужу втаптывать в грязь короля. В дело идут и слезы, и уговоры и даже предательство. Что может быть сильнее «слабости» любимой женщины? Лорд Ферфакс удаляется в свое поместье, занимается хозяйством и безучастно наблюдает за Кромвелем до самого дня кончины генерала.
Как бы там ни было, о человеке, который изменил ход мировой истории, «отрепетировав» Великую французскую революцию на примере старой доброй Англии, знает каждый школьник. А «добродетельный» лорд Ферфакс мало кому интересен – дело-то обыкновенное, история любит революционеров и мятежников, не призывая их к ответу за напрасно пролитую кровь или дурные манеры.