Об экономической эффективности правды

Может, оно и к лучшему. Во время двух кампаний, ураганом прошедших по Питеру – губернаторской и думской, – горожане наслушались столько обещаний, что январская политическая тишина для них – почти благо.
Но 2004-й все равно станет годом обещаний.
Будут обещать коммунисты, элдэпээровцы, отдельно взятая Хакамада. Я уверена, что эти обещания не произведут ни малейшего впечатления на избирателя. Он выберет синицу в руке: какую-никакую, а стабильность. Он выберет Путина и даст Президенту еще один шанс провести глубокие реформы.
Избиратель знает, что верить никому нельзя. Потому что все равно обманут. В России его обманывают демонстративно, со вкусом.
Помните, что обещали будущие победители во время губернаторских выборов насчет трамваев? Конечно же, сохранить их – это ведь социальный вид транспорта, без него пенсионеру никуда. А во время первого же губернаторского выезда в центр города было принято решение: землю трампарков – на торги (она «инвестиционно привлекательная»), трамвайные линии из центра – убрать.
И – тишина. Избиратель не возмущается: как так, ведь обещали иное, я же голосовал за другую программу! Избиратель молчит в тряпочку. Он знает заранее: обещания – одно, реальность – совсем другое.
В этом смысле, как мне кажется, нынешние обитатели Смольного ничем не хуже любых других российских политиков. Попробуйте с трех раз назвать хотя бы одного отечественного политика, который не врал бы людям в глаза.
Считается, что политика – специальное грязное дело, в котором лгать просто необходимо. Это такое профессиональное качество. Когда нынешних правых спрашивали, как это они ухитряются считать себя оппозицией, одновременно протирая штаны в приемных администрации президента, они, не моргнув глазом, отвечали: «Это же политика». А каждого, кто полагал возможным придерживаться иных принципов, считали никуда не годным политиком.
«Реальная политика» ежедневных компромиссов, вранья и гибкого позвоночника привела их к политическому краху. От них отвернулся избиратель.
До тех пор, пока российский истеблишмент будет свято верить, что подлинная политика состоит в публичной откровенной лжи, – до тех пор избиратель будет голосовать ногами.
Но ровно в тот момент, когда на российской сцене появятся политики, не боящиеся говорить правду, избиратель вернется в избирательный процесс.
Не раньше и не позже.
Наверное, в районе Садового кольца есть политтехнологи, полагающие, что проблема решается очередным вбросом в массовое сознание «глубоко проработанных программ» и красивых слоганов. На мой взгляд, они сильно ошибаются. Цена подобных побед, выраженная в долларах (или, что актуальнее, в евро) на душу избирателя, достигла предела уже на питерских губернаторских выборах.
Ложь – очень дорогая штука. Чем ее больше, тем дороже стоит голос избирателя. Этот метод управления Россией экономически крайне неэффективен.
Эффективна во всех отношениях только правда.
Я верю, что общество найдет в себе силы вернуть ее в политику уже в нынешнем году.