Российские моряки попали в абордаж

28 апреля 2001 года в международных водах, в полутора тысячах километров от побережья США и в пятистах километров от берегов Мексики, фрегат ВМС США (бортовой номер 60) при явном нарушении норм международного морского права взял на абордаж рыболовецкое судно «Звезда Мару», которое шло под флагом Республики Белиз. Перед этим американцы с помощью своих средств радиоэлектронной борьбы подавили навигационные системы и системы спутниковой связи гражданского судна и тем самым лишили его связи с остальным миром. У 10 моряков российско-украинского экипажа были изъяты все документы (их местонахождение до сих пор не установлено). Спустя пять дней команда «Звезды Мару» была переправлена на борт корабля Береговой охраны США (бортовой номер 618). Моряков в течение 10 дней следования до калифорнийского порта Сан-Диего держали на верхней палубе, естественные надобности они справляли в обычную тюремную парашу. Задержанным выдали лишь по поролоновому матрасу и суконному одеялу, которые в условиях тропического климата постоянно были сырыми.
Эти ранее мало афишируемые подробности давнего инцидента корреспонденту «Версии в Питере» стали известны из письма одного из моряков «Звезды Мару» Александра Шаговика – 67-летнего петербуржца, который выполнял на нем обязанности судового электрика. Одним из его собратьев по несчастью стал также выходец из города на Неве, 57-летний судовой механик Петр Шишковский.
Спустя почти три года эта немного подзабытая история получила свое печальное продолжение. 3 февраля в Сан-Диего начался судебный процесс над моряками «Звезды Мару». Их обвиняют в тягчайшем преступлении – контрабанде наркотиков (после трехдневного обыска на теплоходе было обнаружено 12 тонн кокаина). Если моряков признают виновными, то им грозит тюремное заключение на срок от 20 лет до пожизненного.
Ситуацию обостряют два факта. Первый – на фоне действительно рекордного для Америки наркотического «улова» там вовсю раскручивается тема «русской мафии». Это может негативно повлиять на мнение членов жюри присяжных. Второй – уже сейчас состояние здоровья моряков внушает серьезные опасения. Например, за время пребывания в тюрьме (кстати, оно вчетверо превысило стандартные американские нормы) Александр Шаговик заболел туберкулезом, к тому же у него обострилось хроническое заболевание – диабет.
Интересы россиян и украинцев защищают американские адвокаты, услуги которых оплачивает правительство США. Они убеждены в невиновности своих подзащитных. Один из их доводов касательно петербуржцев – Шаговик и Шишковский прибыли на борт «Звезды Мару» буквально перед отходом судна в рейс и не имели никакого отношения к его погрузке. Кроме того, все сделанные экспертами анализы четко показывают – наши земляки не прикасались к кокаину.
15 февраля в Сан-Диего убывает вице-президент Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков. РПСМ собирается принять активное участие в судьбе моряков, хотя они не были его членами. В частности, Юрий Юрьевич возьмет с собой ряд документов, которые подтверждают законопослушность Шаговика и Шишковского. Эти характеристики должны быть в кратчайшие сроки подготовлены руководством питерского ГУВД, к которому с соответствующей просьбой уже обратился председатель Комиссии по вопросам правопорядка и законности городского ЗакСа Аркадий Крамарев. Кроме того, через дипломатические службы готовится обращение к американскому суду о смягчении меры пресечения для моряков.