Ленобласть третьего мира

<z>Райские кущи</z>
На практике речь идет о нескольких наиболее крупных проектах, на которые приходится львиная доля вложений в регионе. К числу наиболее значимых можно отнести завод «Форд» во Всеволожске (стоимость около 150 млн. долларов), завод «Катерпиллар» в Тосно (приблизительно 63 млн. долларов), комплекс гидрокрекинга на нефтеперерабатывающем заводе в Киришах (около 50 млн. долларов), табачную фабрику «Филипп Моррис Ижора» (в общей сложности к 2005 году до 600 млн. долларов) и открытие новой линии варки целлюлозы на Светогорском ЦБК (85 млн. долларов), «Хенкель-Эра» в Тосно (около 10 млн. евро). Последний проект, реализация которого начнется в ближайшем будущем, это строительство нефтеналивного терминала российско-британской компании ТНК-ВР стоимостью 175 млн. долларов. Кроме того, еще не потерял свою актуальность проект строительства завода по модернизации дизельных двигателей локомотивов американской компании «Дженерал Электрик» стоимостью приблизительно в 75 млн. в американской валюте.
Впрочем, даже и на этом список не заканчивается. Если к перечисленным выше достижениям добавить, что в Ленинградской области действует свыше двухсот предприятий с участием иностранного капитала, которые дают 40 тысяч рабочих мест, а объем привлеченных инвестиций в прошлом году составил приблизительно миллиард долларов (в результате чего регион вышел на первое место по объему капиталовложений на душу населения), то картина начинает отдаленно напоминать библейское описание рая, настолько все выглядит замечательно.
Однако если приглядеться, то ситуация становится менее идеалистичной. Разумеется, когда в регион огромным потоком льются деньги, его развитие не может замедлиться. Но деньги деньгам рознь. Российские экономисты почему-то традиционно считают, что все вложения в производство – так называемые прямые инвестиции – должны в обязательном порядке играть исключительно положительную роль для развития региона, однако на практике положение уже несколько меняется. На самом деле в развитых странах прямые капиталовложения в собственную экономику на протяжении последних приблизительно лет двадцати являются большой редкостью. Даже в тех нечастых случаях, когда подобное происходит, речь почти никогда не идет о производстве. Современные развитые государства занимаются главным образом решением фундаментальных научных проблем и созданием технологий, для чего не нужно менять чистую белую рубашку на грязную рабочую робу. Это, однако, не отменяет необходимости добывать уголь в шахтах и строить машины. И тогда на первый план выходят страны, чье население считается более подходящим для грязной работы. «Мерседес», например, строит заводы в Мексике, чтобы продавать сделанные там машины в США – так дешевле, потому что как немецкие, так и американские рабочие требуют слишком высокую зарплату, а вот мексиканцам можно много не платить.
<z>Положение риз</z>
После таких мыслей построенные в Ленинградской области заводы кажутся насмешкой над мощнейшим научным и творческим потенциалом России. Нефтеналивные терминалы строятся главным образом в странах Персидского залива и Карибского бассейна – нефтедобывающих государствах, фактически лишенных собственного непроизводственного сектора экономики. Да, Нидерланды, Норвегия и Великобритания тоже добывают нефть, но это происходит с помощью новейшего высокотехнологичного оборудования с платформ в Северном море, а потом нефть транспортируется по трубопроводу – самому современному виду транспорта на планете. Их прокладка по дну моря требует научных исследований и сложных решений, то есть дает работу научным сотрудникам этих стран и развивает их технологии. Советский Союз когда-то поступал так же, но в современной России дело обставлено принципиально иначе.
Да, в России намного больше нефти, чем мы привыкли думать (и чем мы, собственно, знаем), поэтому продавать ее надо, иначе весь мир рано или поздно перейдет на другие источники топлива, а наши запасы со временем просто потеряют смысл. Но ведь можно это делать принципиально иначе, проложив трубопровод по дну Балтийского моря в Германию и Скандинавию и дальше до Великобритании, а не разливая нефть в плавающие бочки, как это делали еще в начале прошлого века.
<z>Экология</z>
Отдельной строкой следует отметить заботу об окружающей среде, которую почему-то опять забыли. Или наоборот – вспомнили. И решили полностью уничтожить. В Ленинградской области ударными темпами стали развиваться те отрасли, которые традиционно считаются самыми опасными для природы. Нефтепереработка, которой брезгуют даже арабские страны, химическая промышленность, которая постепенно выводится с территории Германии, продолжая приносить ей прибыль, целлюлозно-бумажная промышленность, усилиями которой уже погублено самое крупное по объему воды пресноводное озеро Байкал и, наконец, транспортировка нефти – просто навязшая в зубах у экологов, не устающих напоминать, как часто нефтеналивные танкеры терпят аварии, сопровождающиеся экологическими катастрофами.
Не стоит забывать и об экономических последствиях чересчур усердного развития предприятий, построенных зарубежным капиталом. В первую очередь речь идет о конкуренции. Заводы «Форд», «Катерпиллар», «Дженерал Электрик» имеют прямых конкурентов в России, и последним не стоит ожидать увеличения прибыли в связи со строительством американских предприятий. Несогласные могли бы возразить, что конкуренция стимулирует развитие, но это касается соперничества между равными, а какие могут быть шансы у ОАО «Коломенский завод», до сих пор единственного российского предприятия, занимавшегося работой по обслуживанию локомотивного парка, против «Дженерал Электрик», который входит в тройку крупнейших компаний в мире? Вопрос, понятно, сугубо риторический. Так же как риторическим является вопрос о конкуренции Кировского завода и «Катерпиллара», «Форда» и ВАЗа. Американские заявления о борьбе за принципиально иной сектор рынка можно рассматривать, похоже, просто как ловкий трюк, потому что начало продаж всеволожских «фордов» удивительным образом совпало со снижением объемов реализации волжского автогиганта.
<z>Здоровье</z>
Особое место среди построенных в последнее время заводов занимает крупнейшая в Европе табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора». Набирающая темп во всем развитом мире борьба против курения снижает барыши огромных компаний, наживающихся на здоровье людей. Огромной проблемой для производителей табачной продукции в Европе становятся все стадии процесса: производство и продажа, обложенные высоченными налогами, реклама с десятками правил и ограничений и даже оформление пачки сигарет. В соседней с Ленинградской областью Финляндии информация о вреде табака (аналог нашего легендарного «Минздрав предупреждает») занимает около 60% поверхности коробки. Естественный выход, который находят «табачники», – это перебраться туда, где антикурительное законодательство не так развито, а купить чиновников и депутатов гораздо дешевле. Производители табака хлынули в Россию. Причем им здесь, похоже, живется очень неплохо, раз «Филипп Моррис Ижора» еще и расширяет производство.
После всего сказанного выше остаются серьезные сомнения о том, насколько хороша инвестиционная политика руководства Ленинградской области. Да, забота о наполнении бюджета региона безусловно важна, но при этом не стоит забывать, что стоящая перед ним цель включает в себя комплексное развитие области, заботу о его окружающей среде, здоровье жителей, и уж конечно развитие экономики одного региона России не должно губить предприятия в другой ее части!
Все это становится особенно актуальным, если вспомнить, что большинство инвесторов выбирают Ленинградскую область не только из-за хорошего инвестиционного законодательства, но и из-за ее близости к Санкт-Петербургу. При этом считается, что предприятие тем лучше расположено, чем ближе оно к Северной столице, ее транспортной инфраструктуре и высокообразованной рабочей силе. Областным чиновникам стоило бы задуматься о том, почему вместо использования и развития мощнейшего научного потенциала города и области создаются предприятия, занимающиеся отверточной сборкой и экологически опасным производством. Доколе ж можно терпеть превращение по-настоящему европейского региона в отстойник экологически грязных и морально устаревших производств?!