Выбитый мост у дантиста не вставишь

Однажды мой знакомый добирался на своей машине в сторону российско-эстонской границы. Большую часть пути он проехал без сучка без задоринки. Трудности начались возле Кингисеппа.
Вроде бы приличная дорога как-то враз превратилась в некое подобие танкодрома – сплошные наполненные талой водой рытвины и колдобины сменялись крупными бугорками, которые порой смахивали на холмики.
На своей подержанной «Тойоте» приятель, то и дело поминая всуе все святое семейство, все-таки преодолел эту «полосу препятствий». Правда, по ходу дела он чуть не повыбивал подвеску у своей иномарки.
Уже потом, в разговоре с автором этих строк, он сильно удивлялся: «Никак не ожидал, что расположенная в Ленинградской области «международная» трасса может находиться в таком отвратительном состоянии. И куда только власти смотрят?!»
Корреспонденту «Версии в Питере» – между прочим, человеку, весьма далекому от автомобильных проблем, – тоже стало любопытно, отчего это некоторые областные дороги, и не где-то на выселках, а чуть ли не в центре местной цивилизации, пребывают в таком состоянии. И он провел небольшое журналистское расследование…
Общая протяженность дорог общего пользования в Ленинградской области порядка 11 тысяч километров. Из них чуть более 9,7 тысячи километров дорог территориального значения находятся в ведении Дорожного комитета Ленинградской области, включая 567 мостов и путепроводов длиной в 21,5 километра. В каком же состоянии находится это обширное хозяйство?
Как сообщили автору этих строк в областном Дорожном комитете, главной проблемой этой службы является нехватка финансов. В общем-то, ничего удивительного в этом нет – вдоволь денег в России имеет считанное число физических лиц и, похоже, ни единого лица юридического. Для более полной характеристики ситуации там назвали лишь одну цифру – 1,5 миллиарда рублей. Именно столько денег, включая субвенции и субсидии из федерального бюджета, было затрачено в 2003 году на содержание и ремонт территориальной дорожной сети, а также на строительство новых магистралей. При этом только 850 миллионов ушло на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог.
Естественно, этих средств хватает лишь на самое необходимое. К тому же надо учесть, что с 2003 года дорожный фонд формируется из трех источников – акцизных платежей на горюче-смазочные материалы, а также налогов на землю и на автотранспортные средства. При этом львиную долю составляют именно акцизы. Снижение примерно на треть поступлений от этой статьи в территориальный дорожный фонд Ленинградской области неминуемо сказывается на состоянии дорожного хозяйства.
Впрочем, для рядового потребителя эти пертурбации прошли практически незаметно. Как насчитывалось в Ленобласти двести населенных пунктов, которые не имеют круглогодичного автомобильного сообщения с «большой землей», столько их и осталось. И если в 2002 году ремонту подверглось примерно 300 километров дорог, то год спустя этот показатель хоть и снизился, но все-таки составил около 205 километров. Правда, по существующим нормативам общая длина ежегодно ремонтируемых трасс должна составлять 10 процентов (около 970 км) от их общей протяженности, но объективно до такой отметки нам сейчас – как до Луны.
Тем не менее в 2003 году областным дорожникам удалось ввести в эксплуатацию почти 20 километров новых магистралей, реконструировать два моста и путепровод. Учитывая финансовый тришкин кафтан, им приходится выбирать стратегически важные участки. В прошлом году таковыми стали те дороги, которые должны обеспечить перевозки в районе портов и Кольцевой. Вот почему в числе прочих на свет появились 8-километровый участок маршрута Ермилово–Рябово–Поляны–Пушное на участке Рябово–Поляны и 5-километровый отрезок Парголово–Огоньки.
Вообще-то исподволь проблема привязки остальной транспортной сети к КАДу выходит на первый план. Дело в том, областные трассы, пересекающие КАД, уже давно находятся, выражаясь профессиональным языком дорожников, на «нулевой отметке». Проще говоря, транспорт «выбил» дорожное покрытие на них до такой степени, что уровень этих трасс практически сровнялся с уровнем земли. А тут еще, как саранча, нагрянуло многочисленное мотостадо, строящее Кольцевую. И старые дороги попросту не выдержали. В настоящее время они нуждаются уже не в ремонте, а в коренной реконструкции. В Государственной службе дорожного хозяйства Минтранса РФ соответствующие предложения Дорожного комитета Ленинградской области были лишь одобрены, не более. По крайней мере на этот год финансирование этих работ из госказны не предусмотрено.
Но несмотря на тощий бюджет, областные дорожники находят средства на освоение новых технологий содержания автодорог, приобретение новой техники. Для предотвращения разрушения, улучшения эксплуатационных свойств дорожного покрытия в прошлом году на 73 километрах дорог сделана «поверхностная обработка», проще говоря – специальное износостойкое шероховатое покрытие, состоящее из щебня и битума. В зимнее время на областных трассах работает оборудование высокоскоростной очистки дорог СОКОЛ, установленное на базе специально модифицированных КамАЗов. Уборка снега скоростным отвалом производится на скорости 50–60 км/час, ширина захвата достигает 4,5 метров. Благодаря их работе срывов движения из-за снегопадов не бывает, а в ДРСУ нет необходимости содержать большой парк техники.
В практику зимней эксплуатации вводится обработка дорог чистой солью, которая должна стать надежным средством защиты от гололеда, и, кроме того, сэкономить средства на содержание. Правда, здесь надо не перемудрить – такая технология эффективна только при температуре воздуха не ниже минус 8 градусов. Если же столбик термометра опустится ниже, то снежная шуга вкупе с солью превратиться в ледяную корку, снятие которой потребует немалых усилий. Поэтому для оперативного отслеживания погоды дорожная служба формирует собственную сеть автоматических метеостанций, каковых уже насчитывается 10 штук.
Требует ухода и оснащение автодорог. Например, в год приходится менять до 10 тысяч поврежденных дорожных знаков и указателей. Если учесть, что их цена колеблется от одной до десятка тысяч рублей, данные расходы тоже весьма существенны.
Наконец, никуда не исчезает и «мусорная» проблема. В прошлом году порядка 3 млн. рублей истрачено на уборку мусора и ликвидацию стихийных придорожных свалок.
В общем, самой жизненно важной информации в Дорожном комитете Ленобласти корреспондент «Версии в Питере» получил выше крыши. Оставалось получить ответ на тот самый, кингисеппский вопрос.
«Так это вы обратились не по адресу. Вам надо узнать о той трассе у наших партнеров – в Федеральном управлении автомобильных дорог «Северо-Запад» – таков бы ответ…
…По территории Ленинградской области полностью или частично проходит в общей сложности семь магистралей федерального значения – «Скандинавия», «Россия», «Нарва», «Кола», Санкт-Петербург–Псков, Вологда–Новая Ладога и южное полукольцо так называемой «бетонки», имевшей оборонное значение. Их длина составляет 1,3 тысячи километров. Все они были переданы в ведение федералов в 2000 году. Объездной участок возле Кингисеппа протяженностью чуть более 13 километров относится к трассе «Нарва». Как сообщил автору этих строк начальник отдела строительства «Севзапуправтодора» Алексей Морозов, здесь осталось уложить примерно 3,3 километра дорожного покрытия. Это будет стоит порядка 100 миллионов рублей. Окончание работ запланировано на 2006–2007 годы, так как сейчас все ресурсы Федерального дорожного ведомства съедает строительство КАД и трасса Чита–Хабаровск. Пока же езда по большей части недостроенного участка, по словам Алексея Федоровича, вовсе невозможна.
В общем, какой же русский не любит быстрой езды, пускай и по недостроенной дороге! Конечно, если подвески не жалко…