Байки из склепа

Существует мнение, что самым правдивым фильмом о подводниках всех времен и народов является картина Вольфганга Петерсена «Подлодка». Она действительно выбивается из общего ряда, уровень которого задают наши и американцы.
Американский подход непробиваемо конкретен: как правило, берется реальный исторический факт, вокруг которого и накручивается нить повествования. В главной роли обязательно присутствует супер-звезда уровня Рутгера Хауэра или Харрисона Форда. Затем следует острая приправа из спецэффектов, широкомасштабная PR-кампания – и очередной блокбастер готов. Так было и с «Враждебными водами», и с «К-19: оставляющая вдов».
Наша рецептура до недавних пор была скорее идеологически-романтической. Во главу угла ставилась борьба лучшего с хорошим, в результате которой нерадивый матрос становился отличником боевой и политической подготовки, норовистый лейтенант после серии житейских и начальственных втыков получал очередное воинское звание, а мощь и сила флота возрастала до неимоверных высот. В этом ряду было только одно светлое пятно – «Командир счастливой «щуки». Но это – исключение, лишь подтверждающее правило. Вроде бы непритязательную «киношку про войнушку» спасла игра Петра Вельяминова и Донатаса Баниониса.
Потом наступил штиль – идейный и финансовый. И вот на экраны страны вышел фильм «72 метра», которого многие так ждали.
Изначально казалось, что даже признанному мастеру Владимиру Хотиненко вкупе с великолепным актерским ансамблем – Сергеем Маковецким, Владиславом Галкиным, Сергеем Гармашем, Андреем Краско и иже с ними – будет трудно сказать что-то новое в этом жанре. Да, в павильонах «Мосфильма» удалось фактически построить атомную подводную лодку. Да, шикарные натурные съемки обеспечили максимальный эффект присутствия. Но что должно было стать тем стержнем, который мог сделать из военно-патриотической залепухи подлинную (это указывалось и в анонсах) военную драму?
Ход продюсеров оказался гениальным – в основу сценария легли рассказы Александра Покровского.
Личность этого писателя весьма противоречива. Великий Виктор Конецкий как-то сказал о нем: «Бортом черпает». Однако рекомендацию в Союз писателей все-таки дал. Сложное отношение к Покровскому испытывают и собственно моряки. Те, кто читал сборники его рассказов «Расстрелять» и «Расстрелять-2», отлично понимают, о чем идет речь.
Конечно, стиль флотских баек имеет полное право на существование. К тому же объективно так сложилось, что на данный момент Александр Покровский является единственным раскрученным российским писателем-маринистом. Кому же еще можно было дать карты в руки?
Что из этого получилось, оценить могут только зрители. В самый напряженный момент фильма, когда остатки запертого в отсеке утонувшей на 72-метровой глубине субмарины экипажа напряженно ждали помощи, а один из героев фильма рассказывал, как он убивал корову при помощи заряда взрывчатки, в зрительном зале раздавались раскаты хохота. Кого-то сей факт мог и покоробить. С другой стороны, не из сторонних разговоров автору этих строк хорошо известно, что в экстремальной обстановке моряки не только матерятся. (Между прочим, в картине самым жестким эвфемизмом обычного флотского сленга стало ласковое выражение «мамкина норка».)
В общем, стиль рассказов Александра Покровского сквозил практически в каждом эпизоде фильма. Чего стоит приезд одного из ПОДВОДников к пирсу на запряженной лошадью ПОДВОДе или затребование на складе персонально для командира и старшего помощника двух резиновых женщин. Скажем прямо, впечатления от этого факта остались специфическими. Корреспондент «Версии в Питере» проверил свои ощущения на председателе Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоре Курдине. «Хороший фильм, простой. Без фанатизма», – сказал опытный подводник.
…Сеанс закончился. В вестибюле кинотеатра «Аврора» стоял одинокий Сергей Гармаш. Многие зрители подходили к нему, жали руки и благодарили за честную работу. Наверное, такой благодарности заслуживает и весь коллектив, создавший «72 метра».
Только вот, судя по всему, новый фильм на эту тематику появится еще не скоро. Идти по американскому пути нам негоже и подчас не по карману, «рубить бабки» на чужих или собственных трагедиях как-то неэтично, а в русском «подводном» стиле на данный момент поставлена как минимум жирная точка. Потому что слишком частого Покровского российский кинозритель может и не выдержать. А других писателей, как говаривал отец всех народов, у нас нет…